Учебно-методическое направление деятельности Ресурсного центра в 2016-2017 учебном году реализовано в следующих мероприятиях:
Дата проведения | Мероприятие | Программа, специалисты РЦ |
Сентябрь 2016г. | Республиканский семинар «Инклюзивное образование в Казахстане: проблемы и перспективы» | К.Т. Даупбаева Презентация модели адаптивной школы Глушко Т.А. Урок «Метрическая система мер. Международная система единиц» в 7 классе Чепелева Т.А. Урок «Горы» урок в 4 специальном классе Буяков А.В. «Гуашь. Контурное рисование» — занятие в кружке «Акварелька» Кузнецова Л.И. «Я и окружающий мир» — индивидуальное коррекционно-развивающее занятие Ким. О.О. — индивидуальное логопедическое занятие с использованием песочной терапии |
Сентябрь 2016г. | Рабочая встреча с иностранными студентами из Германии, Швеции, Узбекистана, Киргизии – участников международной летней школы | |
Октябрь 2016г. | Пресс-конференция в рамках проекта «Аутизм победим: 12 городов Казахстана» | |
Ноябрь 2016г. | Круглый стол для педагогов общеобразовательных школ «Роль ПМПК в инклюзивной ориентации ОО Карагандинской области» | Чумакова О.Ф. – зам. директора по инклюзивному образованию «Основные технологии психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса» Хижнякова А.В. – руководитель Ресурсного центра Организация работы психолого-педагогического консилиума в школе |
Ноябрь 2016г.
|
Городской семинар-практикум «Организация инклюзивного подхода в начальной школе» | Баграмова А.Ж. – зам. директора по НМР Презентация стратегии развития школы на 2016-2019 гг. Хижнякова А.В. – зам. директора по Ресурсному центру Презентация стратегии развития РЦ инклюзивного образования ОСШ №27 на 2016-2019 гг.» Чумакова О.Ф. – зам. директора по инклюзивному образованию «Социально-педагогическое проектирование адаптивной среды как условие повышения качества образования» Кононенко Н.М. – учитель начальных классов урок математики в 1Б классе «Сравнение двузначных чисел» Тумарбаева М.З. — учитель начальных классов пәнәдебиеттікоқу 2Ә «ТақырыбыАстана» Омаржанова С.С. — учитель начальных классов пән математика 4А «Бөлінгіштің жоғарғы разряд бірліктері бөлгіштен кіші емес жағдайда біртаңбалы санға бөлу» Белая Н.И. — учитель начальных классов урок литературого чтения во 2Б классе «Б.Житков «Беспризорная кошка» Кузнецова Л.И. – учитель-дефектолог Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие «Режим дня» Исатаева Р.И. — учитель-дефектолог Индивидуальное занятие с учащимся надомного обучения «Игры и занятия с простейшими предметами» Асташина Е.А., Шикуткина А.М. Занятие в Школе для родителей «Понять. Простить. Принять» |
Декабрь 2016г. | Областной обучающий семинар в рамках сопровождения студентов с особыми образовательными потребностями | Чумакова О.Ф. – зам. директора по инклюзивному и специальному образованию и надомному обучению Психолого-педагогическая характеристика студентов с особыми образовательными потребностями Психолого-педагогическое сопровождение студентов с особыми образовательными потребностями в системе технического и профессионального образования |
Январь 2017г. | Городской семинар «Базовые ценности и принципы инклюзивного образования. Подготовка школы к инклюзии» | Даупбаева К.Т. – директор Организационно-управленческие аспекты инклюзивной практики Баграмова А.Ж. – зам. директора по НМР Базовые принципы и ценности инклюзивного образования. Инклюзивное образование: мифы и реальность Элементы SWOT – анализа: определение возможностей и недостатков инклюзивного образования О программе ОЭР «Разработка модели межшкольного консалтинга по обучению и социализации детей из семей мигрантов-оралманов» Чумакова О.Ф. – зам. директора по инклюзивному образованию Нормативно-правовое обеспечение инклюзивной практики Подготовка школы к инклюзии |
Январь 2017г. | Межрегиональная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: проблемы, перспективы» | Даупбаева К.Т. Разработка модели учебно-воспитательного центра (комплекса) – как результат деятельности Ресурсного центра инклюзивного образования |
Январь 2017г. | Круглый стол «Проблемы и перспективы развития инклюзивной практики в ОО Республики Казахстан» по итогам реализации республиканского проекта «Мы рядом – мы вместе» | Даупбаева К.Т. – директор ОСШ №27 Роль Ресурсного центра инклюзивного образования Карагандинской области в реализации стратегических задач Государственной программы развития образования в РК на 2016-2019 г.г. в масштабе страны и регионов Чумакова О.Ф. — консультант ОО «Кредо» Оказание ранней коррекционно-педагогической помощи детям с ОВР – главное направление в проектировании инклюзивного образования Баграмова А.Ж. — консультант ОО «Кредо» Информационно-консультативная и учебно-методическая поддержка – одна из первостепенных задач сопровождения участников областного проекта ВКО |
Февраль 2017г. | Областной семинар-тренинг «Особенности психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики» для психологов, учителей-дефектологов, логопедов, социальных педагогов стажерских площадок» | 16 февраля 2017 г. Содержание деятельности специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения в системе инклюзивного образования Хижнякова А.В., руководитель Ресурсного центра инклюзивного образования КГУ ОСШ № 27 Технология планирования деятельности специалистов службы сопровождения в инклюзивной практике Чумакова О.Ф., заместитель директора по специальным и инклюзивным классам КГУ ОСШ №27 Знакомство с формами рабочей документации специалистов службы сопровождения. Л.И. Кузнецова, учитель-дефектолог Коучинг-сессия 1. Технологии психосоциальной диагностики проблем в развитии учащихся с ООП. (Работа в группах: психологи, дефектологи, социальные работники, логопеды) Баграмова А.Ж., зам. директора по НМР, педагог-психолог КГУ ОСШ №27 Технология составления индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ООП. Чумакова О.Ф., заместитель директора по специальным и инклюзивным классам КГУ ОСШ №27 Посещение коррекционно-развивающих занятий по группам Коучинг-сессия 2. Коррекционно-развивающие технологии в инклюзивной практике (Работа в группах: психологи, дефектологи, социальные работники, логопеды). Л.И. Кузнецова, учитель-дефектолог, Ким О.О., учитель-логопед, Баграмова А.Ж., специальный психолог Работа в группах по составлению индивидуальной программы сопровождения. 17 февраля Лечебно-профилактические мероприятия в системе психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с ООПРадченко В.П., врач-психиатр ОСШ № 27 Роль психолого-медико-педагогического консилиума в системе психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с ООП. Чумакова О.Ф., заместитель директора по специальным и инклюзивным классам КГУ ОСШ №27 Коучинг-сессия 3. Междисциплинарная оценка образовательных потребностей детей с ООП и утверждение индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения на ПМПк (Работа в группах: психологи, дефектологи, социальные работники, логопеды) Л.И. Кузнецова, учитель-дефектолог, Ким О.О., учитель-логопед, Баграмова А.Ж., специальный психолог Коучинг-сессия 4. Психолого-педагогическое сопровождение учителей школы, как одна из технологий инклюзивной практики Чумакова О.Ф., заместитель директора по специальным и инклюзивным классам КГУ ОСШ №27 Коучинг-сессия 5. Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ООП, как одна из технологий инклюзивной практики Баграмова А.Ж., зам. директора по НМР, педагог-психолог КГУ ОСШ №27 Калейдоскоп тренинговых занятий с родителями детей с ООП. Шикуткина А.М., учитель-дефектолог Асташина Е.А., учитель-дефектолог Коучинг-сессия 6. Практическое занятие «Погружение в детство» с участниками семинара (обучение наблюдению, диагностированию взаимоотношений «родитель-ребенок», анализ ситуаций и дальнейшее планирование) Баграмова А.Ж., зам. директора по НМР, педагог-психолог КГУ ОСШ №27 |
Февраль 2017г. | Областной семинар-практикум «Проектирование содержания дифференцированной образовательной среды в
начальной школе» |
27 февраля 2017 г.
Модель дифференцированной образовательной среды Ресурсного центра инклюзивного образования КГУ ОСШ №27 Баграмова А.Ж., зам. директора по НМР, педагог-психолог КГУ ОСШ №27 Психолого-педагогические особенности детей с ООП в массовой школе и алгоритм включения ребенка с ООП в образовательный процесс начальной школы Чумакова О.Ф., заместитель директора по специальным и инклюзивным классам КГУ ОСШ №27 Коуч-сессия 1. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе адаптивной школы Кононенко Н.М., зам. директора по УВР Шамагулова А.Б., руководитель кафедры учителей начальной школы Посещение уроков учителей начальных классов Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. Урок русского языка «Изменение глагола по числам» 2В класс. Белая Н.И. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности Урок казахского языка «1000 көлімдегісандардыоқужәнежазу» 2Акласс. Шамагулова А.Б. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества Урок литературного чтения «Два брата» Е.Шварц 2Б класс. Данилова И.В. Урок казахского языка «Естістік» 3А класс. Алибаева М.С. Дифференциация заданий по объему учебного материала Урок русского языка «Составление словосочетаний и предложений» 3В класс. Кулакова Л.В. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся Урок математики «Письменное деление числа» 3Б класс. Мурзагильдина А.М. Урок естествознания в классе предшкольной подготовки. Шикуткина А.М. Коуч-сессия 2. Многоаспектный анализ урока Зезюлина Л.А., Кудайбергенова Л.И. Коуч-сессия 3. Применение дифференциации работы по степени самостоятельности учащихся в содержании домашних заданий Кононенко Н.М., Шамагулова А.Б. 28 февраля 2017 г. Посещение уроков учителей начальных классов Диагностика учебных достижений детей и уровня удовлетворенности условиями обучения Урок обучения грамоте «Играем в грамматическую арифметику». 1Б класс. Кононенко Н.М. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся Урок математики «Теңдеуді шешу» 3Ә класс. Кудайбергенова Л.И., учитель начальных классов Урок математики «Письменное деление числа на трехзначное число» 4Б класс. Зезюлина Л.А., учитель начальных классов Дифференциация учебных заданий по уровню творчества Урок литературного чтения «Карлик нос» В.Гауф. 4В класс. Гордеева С.Н., учитель начальных классов Урок литературного чтения «Торгай». 3А класс. Шалкарбекова Ж.Ш., учитель начальных классов Коуч-сессия 4. Многоаспектный анализ урокаЗезюлина Л.А.,Шалкарбекова Ж.Ш., учителя начальных классов Коуч-сессия 5. Диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий Кононенко Н.М., Тумарбаева М.З., учителя начальных классов Коуч-сессия 6 «Разработка УМК по предметам начальной школы» Шамгулова А.Б., Кононенко Н.М., учителя начальных классов О реализации социально-педагогического проекта «Школа юного исследователя» Зезюлина Л.А., руководитель кафедры учителей начальных классов Коуч-сессия 7 «Метод дифференциации: креативность» Шамгулова А.Б., Кононенко Н.М. Коуч-сессия 8. «Психолого-педагогические основания для определения основных форм учебного процесса младших школьников Алексенко И.М., педагог-психолог КГУ ОСШ №27, Акыжанова Г.Н., педагог-психолог КГУ ОСШ №27 Выработка рекомендаций по итогам работы семинара-практикума Чумакова О.Ф., заместитель директора по специальным и инклюзивным классам КГУ ОСШ №27 Баграмова А.Ж., заместитель директора по НМР |
Март 2017г. | Семинар-тренинг «Реализация инклюзивной практики в дошкольных организациях» | Руандина Р.З. – учитель-дефектолог
Индивидуальное логопедическое занятие с воспитанниками мини-центра «Үйқұстары» Исатаева Р.И. – учитель-дефектолог Занятие «Будем вежливы» по коррекции познавательной деятельности в специальном классе предшкольной подготовки Баграмова А.Ж. – зам. директора по НМР Базовые принципы и ценности инклюзивного образования Возможности инклюзивного образования в дошкольных организациях Хижнякова А.В. – зам. директора по Ресурсному центру «Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в РК» Чумакова О.Ф. – заместитель директора по специальным, инклюзивным классам Современное состояние ранней коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями в РК Альтернативные формы включения детей с ОВР в систему дошкольного образования Баграмова А.Ж., Чумакова О.Ф. Коуч-сессия 1. «Анализ возможностей внедрения инклюзивной практики в дошкольных организациях Карагандинской области» Практические занятия: Шикуткина А.М. – учитель-дефектолог Занятие по развитию речи «Звук «Ж». Дикие животные» в классе предшкольной подготовки Шалкарбекова Ж.Ш. занятие по развитию речи «Мақтақыз бен мысық» в классе предшкольной подготовки Чумакова О.Ф. – заместитель директора по специальным, инклюзивным классам Коуч-сессия 2. Многоаспектный анализ занятия. Баграмова А.Ж. – зам. директора по НМР Коуч-сессия 3. Социально-педагогическое проектирование в условиях инклюзивного дошкольного образования
|
Март 2017г. | Семинар-тренинг «Инклюзивное образование в условиях общеобразовательной школы» для специалистов магнитных школ г.Караганды | Чумакова О.Ф., заместитель директора по специальным и инклюзивным классам
Коуч-сессия: Анализ возможностей внедрения инклюзивной практики в организациях образования г.Караганды Ким Ольга Олеговна, учитель-логопед Сариева А.Ә., дефектолог ҚыпшақоваМ.М. ,психолог Коуч-сессия: Использование коррекционно-развивающих технологий в практике работы специалистов службы сопровождения КГУ «ОСШ №27» Шикуткина А.М., учитель-дефектолог Асташина Е.А., учитель-дефектолог Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инклюзивной практике КГУ «ОСШ №27»
|
Апрель 2017г. | Городской семинар «Технология работы учителя на уроке в инклюзивном классе» | Глушко Т.А. – учитель информатики
Коуч-сессия «Технология работы учителя на уроке в инклюзивном классе»
|
Апрель 2017г | Областной семинар-практикум «Проектирование содержания дифференцированной образовательной среды в основной и старшей школе» | 11.04.2017г.
Модель дифференцированной образовательной среды Ресурсного центра инклюзивного образования КГУ ОСШ №27 Баграмова А.Ж., заместитель директора по НМР Психолого-педагогические особенности учащихся с особыми образовательными потребностями в массовой школе и алгоритм их включения в образовательный процесс Чумакова О.Ф., заместитель директора по специальным и инклюзивным классам Коуч-сессия 1. Анализ существующих требований к предметным рeзультатам в ГОСО 2012 года по предметам общественно-гуманитарного и естественно-политехнического циклов. Сичкар Н.А., заместитель директора по УВР Жумагулова Г.Т., заместитель директора по УВР Коуч-сессия 2. Психолого-педагогическая характеристика модели разноуровневого обучения Баграмова А.Ж., заместитель директора по НМР КГУ Практические занятия: 1.Урок геометрии «Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник». 7В класс Учитель математики Нижегородова А.А. 2. Урок математики «Округление десятичных дробей» 5Б класс Учитель математики Жакишев Б.Д. 3. Урок английского языка «Праздники США» 6Б класс Учитель английского языка Голубцова М.С. 4. Урок казахского языка «Мағанұнайтын бағдарламалар» 6В класс Учитель казахского языка Таханова М.Ш. 5. Урок английского языка (факультативное занятие). Тема: «Новая Зеландия» 8Б класс Учитель английского языка Омарова К.К. 6. Информатика пәні«Блокнот» 5А сынып учитель физики и информатики Ахметова М.С. 7. География пәні«Евразияның ішкі сулары» 7А сынып Учитель географииИскакова А.Т. 8. Қазақстан тарихы пәні«Ерте Темір дәуіріндегі Шығыс Қазақстан» 6Әсынып Учитель истории Искаков Ж.С. Жумагулова Г.Т., заместитель директора по УВР Сичкар Н.А., заместитель директора по УВР Коуч-сессия 3. Многоаспектный анализ урока Жумагулова Г.Т., зам.директора по УВР учитель физики Оразаева К.А. учитель истории Абилгазина А.К., учитель физики и информатики Глушко Т.А. Коуч-сессия 4. Формирование и развитие приоритетных компетенций учащихся при управлении процессом индивидуализации обучения в условиях реализации разноуровневого подхода Абилгазина А.К., руководитель кафедры общественно-гуманитарного цикла Асрепова Н.А., руководитель кафедры учителей казахского языка и литературы 12.04. 2017 г. Практические занятия: 1.Урок географии «Развивающиеся страны Латинской Америки» 11Б класс Учитель географии Бейда Т.А. 2. Урок биологии «Заболевания кожи. Грибковые заболевания. Гигиена кожи и одежды» 8В класс Учитель биологии Гуранская А.С. 3. Қазақ тілі пәні«Сөздік түрлерімен жұмыс» 9Б сынып Учитель казахского языка Асрепова Н.А. 4. Урок руского языка «Деффисное написание частиц» 7Б класс Учитель русского языка Койшыбаева А.С. 5. Химия пәні«Қазақстандағы силикат өнер кәсібі. Қазақстанда тыңайтқыштар өндіру және қоршаған ортаны қорғау» 10А сынып Учитель химии Касымханова С.Е. 6. Физика пәні«Жарықтың шағылуы, шағылу заңдары» 8А сынып Учитель физики Оразаева К.А. 7. Қазақ тілі пәні «Бірыңғай мүшелерден кейін қойылатын сызықша» 9А сынып Учитель казахского языка Кутжанова Ж.Т. 8. Математика пәні«Сызықтық функцияларға есептер шығару» 6А сынып Учитель математики Кенжебекова Н.Б. Жумагулова Г.Т., заместитель директора по УВР Сичкар Н.А., заместитель директора по УВР Коуч-сессия 5. Многоаспектный анализ урока Жумагулова Г.Т., зам.директора по УВР, учитель истории Абилгазина А.К., учитель физики и Информатики Глушко Т.А. Коуч-сессия 6. Логика представления учебного материала, структурирование учебного материала и структурирование предметных рeзультатов по уровням достижения (ступеням) Бейда Т.А., учитель географии. Касымханова С.Е., заместитель директора по ВР, учитель химии Коуч-сессия 7. Требования к предметным рeзультатам и диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий Баграмова А.Ж., заместитель директора по НМР Сичкар Н.А., заместитель директора по УВР Жумагулова Г.Т., заместитель директора по УВР Касымханова С.Е., заместитель директора по ВР, учитель химии О реализации социально — педагогического проекта «Школа креативного мышления» Глушко Т.А., руководитель кафедры естественно-политехнического цикла Коуч-сессия 8. «Метод дифференциации: креативность» Ахметова М.С., заместитель директора по информатизации школы Глушко Т.А., руководитель кафедры естественно- политехнического цикла Коуч-сессия 9. Педагогический контроль и педагогический анализ в системе дидактического мониторинга Жумагулова Г.Т., заместитель директора по УВР Сичкар Н.А., заместитель директора по УВР Выработка рекомендаций по итогам работы семинара-практикума Чумакова О.Ф., заместитель директора по специальным и инклюзивным классам КГУ «ОСШ №27» |
Май 2017 г. | Участие в областом семинаре-практикуме «Организация инклюзивной практики в организациях ТиПО» | |
Май 2017г. | Участие в областном семинаре-практикуме «Организация работы методистов в ОО по реализации инклюзивной практики» | |
Май 2017г. | Рабочая встреча с делегацией педагогов Павлодарской области по обмену опытом. | |
12 мая 2017 года | Круглый стол «Проблемы и перспективы тьюторского сопровождения в условиях инклюзивной практики» | Хижнякова А.В. – зам. директора по РЦ
О реализации социально-педагогического проекта «Модель «Школы тьюторства» как фактор повышения качества образования» Чумакова О.Ф. «Взаимодействие с социальными партнерами КГУ ОСШ№27 в развитии тьюторского движения по сопровождению учащихся с ООП» «Перспективы развития тьюторского движения в рамках республиканского пилотного проекта «Инклюзивный детский сад» |
На базе школы 29 – 30.09.2016г. прошел интерактивный обучающий семинар «Аутизм победим: 12 городов Казахстана», второй в Казахстане инклюзивный спортивный праздник «Энергогенезис будущего», пресс-конференция, консультации родителей.
Специалисты Ресурсного центрапринимают активное участие в обсуждении проблем инклюзивного образования на уровне республики. 25.05.2017г специалисты РЦ приняли участие в заседании комиссии Центрального аппарата партии «НұрОтан»потеме«Осозданииусловийдляразвитияинклюзивногообразования в организациях образования страны» (в режиме он-лайн).
31-1июня представители Ресурсного центра инклюзивного образования приняли участие в работе Круглого стола «Национальные рамки мониторинга инклюзивного образования в Республике Казахстан».
За отчетный период РЦ инклюзивного образования осуществлял деятельность по методическому сопровождению инклюзивной практики:
-Разработаны нормативные документы по реализации индивидуальных учебных планов для детей, находящихся на надомном обучении;
— Разработаны информационно-методические материалы по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивной практики в организациях образования;
В формате социального взаимодействия с Фондом Сорос Казахстан реализован проект «Мы рядом – мы вместе» (Проектирование модели инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы) были проведены обучающие семинары в ВКО,СКО, Павлодарской области, г. Астане. Охват участников составил более 300 человек. По итогам реализации проекта были разработаны 4 социально-педагогических проекта по разработке региональных моделей инклюзивной практики, проведены республиканская научно-практическая конференция и круглый стол «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы».
За отчетный период проводилась работа по информированию о ходе реализации и результатах Стратегии развития РЦ уполномоченных органов в сфере образования, педагогической и широкой общественности через публикации в научно-педагогических изданиях:
— за отчетный период опубликовано 7 статей в материалах международных конференций по проблемам инклюзивного образования (Болгария, Чехия, Россия);
— 4 статьи в материалах республиканского и областного уровня, а также в различных публикациях и выступлениях в СМИ:
- ҚазақстанҚарағанды — Выступление директора ОСШ №27 Даупбаевой К.Т. 08.09.2016 г. — Встреча с иностранными студентами;
- ҚазақстанҚарағанды — Выступление директора ОСШ №27Даупбаевой К.Т. 23.09.2016 г. — Инклюзивное образование в Казахстане: проблемы и перспективы;
- Бірінші Қарағандытелеарнасыныңжаңалықтары – Хижнякова А.В. 03.10.2016 г. — Инклюзивное образование в КГУ ОСШ№27 — Круглый стол
- Канал 24 Хабар — Интервью с учеником 7 класса Сергеем Грызловым– октябрь — Инклюзивное образование
- 5 канал Караганда — Выступление директора ОСШ №27 Даупбаевой К.Т. 06.10.2016 г. — Создание адаптивной среды для детей сограниченными возможностями в развитии
- 5 канал Караганда, ҚазақстанҚарағанды, ПервыйКарагандинскийканал10.2016 г. – Пресс- конференция в рамкахпроекта «Аутизм победим: 12 городов Казахстана»
- 5 канал Караганда — Выступление директора ОСШ №27 Даупбаевой К.Т. 16.11.2016 г. — Практика по преемственностиинклюзивного образования: из опыта работы Ресурсного центра КГУОСШ№27
- ҚазақстанҚарағанды — Выступление директора ОСШ №27Даупбаевой К.Т.16.11.2016 г — Практика по преемственностиинклюзивного образования: из опыта работы Ресурсного центра КГУОСШ № 27
- Первый Карагандинский канал — Выступление директора ОСШ №27 Даупбаевой К.Т.16.11.2016 г. — Практика по преемственностиинклюзивного образования: из опыта работы Ресурсного центраОСШ № 27
- Индустриальная Караганда:Инклюзия: все включены.Наталья ПРУС
- Дружные ребята.Особенности психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики.
- Особые правила.Автор: Наталья ПРУС
- Печатные статьи в газете «ІЗДЕНІС» ИЗДАНИЕ УМЦКО РО.