Законодательство РК в области образования детей с особыми образовательным потребностями

Законодательство Республики Казахстан в области образования  детей с особыми образовательными потребностями
Наименование документа
Содержание глав, статей, пунктов, подпунктов, касающихся включения детей в общеобразовательный процесс.
Конституция Республики Казахстан
Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г.
Статья 30
1. Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно.
Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан»  от 08.08.2002 N 345-II
Статья 15. Право ребенка на образование
1. Каждый ребенок имеет право на образование и ему гарантируется получение бесплатного начального, основного среднего и общего среднего образования и на конкурсной основе — бесплатного технического и профессионального, послесреднего и высшего образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об образовании.
3. На детей с ограниченными возможностями, нуждающихся в специальных педагогических подходах, из государственного бюджета выделяются дополнительные средства, гарантирующие получение ими образования на уровне установленных стандартов.
Статья 31. Права ребенка — инвалида на полноценную жизнь
2. Ребенок — инвалид вправе получить образование, соответствующее его физическим, умственным способностям и желаниям, выбрать род деятельности и профессию, участвовать в творческой и общественной деятельности.
Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года
№ 319-III
Глава 1.Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
7-4) специальные условия для получения образования — условия, включающие специальные учебные программы и методы обучения, технические и иные средства, среду жизнедеятельности, а также медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение общеобразовательных учебных и образовательных программ лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями;
21-3) лица (дети) с особыми образовательными потребностями – лица, которые испытывают постоянные или временные трудности в получении образования, обусловленные здоровьем, нуждающиеся в специальных, общеобразовательных учебных программах и образовательных программах дополнительного образования;
21-4) инклюзивное образование – процесс, обеспечивающий равный  доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Глава 3. Система образования
Статья 11. Задачи системы образования.
Задачами системы образования являются:
14) создание специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями.
Глава 4. Содержание образования
Статья 14. Образовательные учебные программы
Для отдельных категорий лиц разрабатываются специальные образовательные учебные программы, учитывающие особенности развития и потенциальные возможности обучающихся и воспитанников, определяемые с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций.
Статья 19. Специальные образовательные учебные программыПункт 1 изложен в редакции 3акона РК от 24.10.11 г. № 487-IV (введены в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)
1.Специальные образовательные учебные программы разрабатываются на основе образовательных учебных программ начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования и направлены на обучение и развитие лиц с ограниченными возможностями, учитывают психофизические особенности и познавательные возможности обучающихся и воспитанников, определяемые с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций.
3.Специальные общеобразовательные учебные программы реализуются в специальных организациях образования, предусмотренных законами Республики Казахстан, в общеобразовательных школах или на дому.
Глава 6. Субъекты образовательной деятельности
Статья 47. Права, обязанности и ответственность обучающихся и воспитанников
3. Обучающиеся и воспитанники имеют право на:
2) обучение в рамках государственных общеобязательных стандартов образования по индивидуальным учебным планам, сокращенным образовательным учебным программам по решению совета организации образования.
Статья 49. Права и обязанности родителей и иных законных представителей
1. Родители и иные законные представители несовершеннолетних детей имеют право:
1) выбирать организации образования с учетом желания, индивидуальных склонностей и особенностей ребенка;
4) получать консультативную помощь по проблемам обучения и воспитания своих детей в психолого-медико-педагогических консультациях;
5) на получение их детьми дополнительных услуг на договорной основе.
Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» от 16 июля    2001 года № 242-11
Статья 11. Обеспечение населенных пунктов объектами инфрастуктуры и создание условий их доступности.
2. Населенные пункты должны быть обеспечены оптимальными условиями и средствами доступа для всех категорий населения (включая инвалидов и другие маломобильные группы) к рабочим местам, объектам (сооружениям, коммуникациям) социальной, рекреационной, инженерной и транспортной инфраструктуры в соответствии с типом поселения и условиями данной местности.
3. Градостроительная документация для населенных пунктов должна содержать разделы по созданию условий обеспечения потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения в объектах социальной и рекреационной инфраструктуры.
Закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными  возможностями», от 11 июля 2002 года N 343
Глава 4  ст.15. Права детей с ограниченными возможностями.
5) Дети с ограниченными возможностями имеют право на получение бесплатного образования  в специальных организациях образования или государственных общеобразовательных учебных заведениях в соответствии с заключением психолого-медико-педагогических консультаций.
Закон «О социальной защите  инвалидов в Республике Казахстан»
от 13 апреля 2005 года № 39-III ЗРК
Статья 29. Обеспечение инвалидам условий для получения образования и дошкольного воспитания
1.Инвалидам гарантируется получение бесплатного начального, основного среднего, общего среднего образования.
5. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных организациях общего типа и организациях среднего образования, создаются детские сады и другие специальные коррекционные организации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.