2014-2015 учебный год

В 2014-2015 учебном году в рамках реализации программы развития Ресурсного центра инклюзивного образования проводилась работа по развитию форм взаимодействия с организациями образования, ставшими на путь инклюзии, Учебно-методическим центром развития образования Карагандинской области, Национальным научно-практическим центром коррекционной педагогики (ННПЦПК).

На основании приказа Департамента дошкольного и среднего образования, информационных технологий № 02-3/2245-вн от 31.10.2014, № 01-259 от 10.12.2015 года ОСШ № 27 является базой ННПЦКП для проведения эксперимента и апробации материалов, необходимых для работы с детьми с ОВР в условиях общеобразовательной школы. Специалисты школы тесно сотрудничают с тремя лабораториями ННПЦКП:

— лабораторией специального школьного образования по теме «Научно-методические основы организации обучения и воспитания школьников с ограниченными возможностями развития в условиях специального и инклюзивного образования»;

— лабораторией социальной работы по теме «Разработка научно-методических и организационных основ создания социально-гуманной среды инклюзивного образования»;

— лабораторией комплексной диагностики и реабилитации по теме «Разработка научно-методических и организационных основ нейропсихологической диагностики и коррекции школьных трудностей».

В рамках сотрудничества с ННПЦКП специалистами Ресурсного центра проведена следующая работа:

  1. Разработано и апробировано проектирование процесса коррекционно-развивающего обучения младших школьников с ЗПР по предметам «Математика», «Грамота», «Ознакомление с окружающим и развитие речи».
  2. Проведено анкетирование, направленное на изучениеуровня толерантности учащихся старших классов специальных организаций образования и их родителей (207 респондентов, из них родителей-111, учащихся — 96).
  3. Организован мастер-класск.п.н, доцента Ерсариной А.К., по обучению специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения школы методам нейропсихологической диагностики и коррекции (10-12.02.2015 г.).

Результаты проведенных исследований рассматривались на рабочих встречах с Елисеевой И.Г., зав. лабораторией специального школьного обучения ННПЦ КП, к.п.н.(22-24.10.2014 г. и 19-20.05.2015 г.), Алмазовой Т., психологом Республиканской ПМПК (20.02.2015 г.).

Специалисты ресурсного центра участвуют в исследованиях по анализу ситуации в РК о возможностях и условиях развития инклюзивного образования, изучению положительного опыта:

18.09.2014г. — г.Астана, МОН РК — заседание рабочей группы  по  выработке  предложений об организации выпуска периодической, научной, учебно-методической, справочной и художественной литературы, а также издаваемой на аудиокассетах и дисках для специальных школ республики в целях реализации постановления Правительства Республики Казахстан от 26 марта 2014 года № 254 «Об утверждении второго этапа (2014 — 2015 годы) Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012 — 2018 годы»- выступление К.Т.Даупбаевой «Учебно-методическое обеспечение школ, реализующих инклюзивную практику».

30.09-3.10.2014г. – Белоруссия, Минск, III съезд учителей и работников образования государств-участников СНГ «Взаимодействие национальных образовательных систем стран СНГ как фактор повышения качества образования» – Чумакова О.Ф., член казахстанской делегации.

21-22.11.2014г. – г. Астана, МОН РК – семинар «Инклюзивное образование: законодательные рамки, концептуальные основы и практические механизмы реализации» — Чумакова О.Ф., видео-сюжет: урок в инклюзивном классе.

26-29.11.2014г. – г. Астана, анализ деятельности образовательных учреждений по реализации инклюзивного образования — Омарова Н.Н., член рабочей группы МОН РК.

16-17.04.2015г. – г. Павлодар, семинар-тренинг «Психосоциальная помощь лицам с ментальными нарушениями здоровья» — Чумакова О.Ф., Аншакова В.В., эксперты для выработки стратегии реабилитации лиц с ментальными нарушениями здоровья в РК.

28.04.2015г. – г. Алматы, семинар «Инклюзивное образование и воспитание в школе и вузе: траектория развития» — выступление Чумаковой О.Ф. «Презентация опыта развития инклюзивной образовательной практики в школе № 27 г. Караганды».

В рамках учебно-методического направления деятельности ресурсного центра в 2014-2015 учебном году проводились мероприятия различного характера: рабочие встречи, семинары, научно-практическая конференция:

 

Дата проведения Мероприятие Программа, специалисты РЦ
20.11. 2014 Рабочая встречас международными экспертами в области инклюзивного образования:Саи  Вайранен (Университет Лапландии), ХеннариикаКангас, руководитель курсов по повышению квалификации учителей школ (Центр профессионального развития учителей,  г. Рованиеми). Также на встрече присутствовали Сауле Каликова, советник по вопросам общественной политики (Фонд Сорос-Казахстан),  АйнурШакенова  координатор программ гражданских инициатив (Фонд Сорос-Казахстан), представители УМЦ РО КО, городского отдела образования. Экскурсия по школе, открытые уроки в специальных, инклюзивных классах, круглый стол «Опыт инклюзивного образования в Финляндии»
27-28. 01. 2015 Рабочая встреча с представителями организаций образованияг.г. Кустанай и Рудного  «Организация инклюзивной практики в ОСШ №27» День 1.

Экскурсия по школе

Даупбаева К.Т.

«Алгоритм внедрения инклюзивной практики в ОСШ№27»

День 2.

Открытые мероприятия:

Уроки: в 4Б классе – учитель Данилова И.В., в 4В – Белая Н.И., в классе предшкольной подготовки – Шикуткина А.М.;

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие – Кузнецова Л.И.

Мастер класс по оригами – Абдыкаримов С.И.;

Внеклассное мероприятие «Ученический проект «Теремок»» — Койшибаева А.С.

Знакомство с организационно-методической деятельностью Службы психолого-педагогического сопровождения

28.01. 2015 Школа молодого учителя «Организационно-методические аспекты деятельности логопеда» Аншакова В.В., специальный психолог

Разминка «Поезд»

Абдикаримова С.А., учитель-логопед

«Технология логопедического обследования»

Шевелева А.Н. – учитель-логопед

Постановка речевого заключения. Работа в группах

Аншакова В.В., специальный психолог

Голосовая разминка «Грузинский хор»

Зарубаева Б.М. – учитель-логопед

Организация деятельности логопеда по устранению различных речевых нарушений

Шевелева А.Н. – учитель-логопед

«Разработка структуры логопедических занятий». Работа в группах

20.02. 2015 Городской семинар «Инклюзивная практика: школьные трудности «нестандартных детей» Аншакова В.В. – специальный психолог

«почему школьник плохо учиться?»

Чумакова О.Ф. – руководитель кафедры инклюзивного образования

«Типология школьной неуспеваемости и способы оказания помощи неуспевающему ученику»

Открытые уроки в 4Б классе – учитель И.В. Данилова, в 4В классе – Белая Н.И., ва 2А классе – Омаржанова С.С., в 5Б классе – Койшибаева А.С.

Омарова Н.Н.

«Реализация разноуровневого подхода в условиях инклюзивного образования»

Шалкарбекова Ж.С.

«Оқу қабілеті әртүрлі оқушыларға деңгейлеп оқытуға арналған бағдарлама және жұмыс дәптері»

 

12.03.2015 г. на базе школы была проведена заочная региональная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: от теории к практике».

Проведению конференции предшествовала подготовительная работа:

— разработка и утверждение положения о конференции в УМЦ РО (январь 2015 г.);

— формирование Оргкомитета для организации и проведения конференции;

— информирование педагогического сообщества региона о задачах, направлениях работы и

условиях участия в конференции;

— прием материалов, формирование секции по направлениям конференции (февраль 2015

г.);

— редактирование и подготовка материалов конференции к изданию.

В конференции приняли участие педагоги образовательных учреждений г.г.Караганды,

Темиртау, Абай, Кустанай. Для публикации материалов конференции сформировано 3

секции:

Теоретико-методологические и научно-методические основы инклюзивного образования

(9 статей).

Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образовательного

процесса (29 статей).

 

Интеграция специального и общего образования в вопросах внедрения инклюзии (10

статей).

Материалы конференции опубликованы в сборнике научных статей (ISBN 978-601-80447-

3-1).

Специалистами ресурсного центра разработана программа обучающих курсов «Организация и содержание инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в условиях общеобразовательной школы» и проведены семинары-тренинги для специалистов стажерских площадок УМЦ РО КО (24-25.02.2015г. и 2-3.04.2015 г.).

2.04.2015 г. на базе школы прошел информационный семинар, посвященный Всемирному дню распространения информации об аутизме. На семинаре психологи проекта «Аутизм победим!»  рассказали о проявлениях аутизма, подробно представили проект «Аутизм победим!», который идет в трех городах Казахстана на базе Ассоциаций родителей детей с аутизмом. Родители поделились своим опытом в преодолении аутизма, рассказали о трудностях и победах Ассоциации, которая недавно открылась в г. Караганда.

В рамках консультативной деятельности специалисты ресурсного центра работали по запросам педагогов организаций образования региона: СОШ № 25, 58, 68, 37 г.Караганды, СОШ №3 г.Жезказгана, ОСШ № 10, 21 г.Темиртау, Егиндыбулакская школа № 43, СОШ № 13 г.Шахтинска, ШЛ им.Ю.А.Гагарина пос.Агадырь. Запросы касались вопросов организации инклюзивного образования, психолого-педагогического сопровождения, обучения на дому, организации логопедической и психологической службы в школе, ведения документации.

Специалисты ресурсного центра проводили консультации в рамках написания дипломных работ и магистерских диссертаций, являлись рецензентами 8 дипломных работ и 1 образовательной программы по предмету «Культура поведения» с 1 по 9 класса учащихся с НОДА.

За отчетный период проводилась работа по информированию о ходе реализации и результатах Программы развития уполномоченных органов в сфере образования, педагогической и широкой общественности через публикации в научно-педагогических изданиях:

  • журнале «Открытая школа» № 06 (137) 2014 г., № 04 (145) 2015 г.
  • журнале «Өрлеу. Вестинепрерывногообразования», №3(6) 2014 г., № 1(8) 2015 г.
  • журнале «Заманауи білім», № 1(9)2015 г.
  • в материалах Международной научно-практической конференции «Наука и образование в современном мире» (20.02.2015 г.).
  • в материалах Международной научно-практической конференции «Научное и творческое наследие академика Е.А.Букетова» (27-28.03.2015 г.).
  • в материалах II Региональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: от теории к практике» (12.03.2015 г.).

А также в различных публикациях и выступлениях в СМИ:

01.09.2014 г. – Канал «Astana TV»: Новости – репортаж Марины Иневатовой о школе (http://www.astanatv.kz/news/show/id/26583.html);

01.09.2014 г.  — «7 канал»: Вечерние новости – репортаж Руслана Идрисова о школе (http://tv7.kz/ru/news/show/10865);

16.01.2015 – Канал «Казахстан» — репортаж Руслана Нұрланұлы о практике инклюзивного образования  вшколе (http://kaztv.kaztrk.kz/kz/view/education/page_53542_karahandy-oblysynda-inklyuzivti-bilim-beru-zhyiesi-zholh);

Освещение информационного семинара, посвященного Всемирного дня распространения информации об аутизме:

http://ekaraganda.kz/?mod=news_read&id=38279;

http://ekaraganda.kz/?mod=news_read&id=38508#del;

— 02.04.2015г. — «5канал» (http://www.5tv.kz/index.php?newsid=9405);

— 02.04.2015г. — Канал «Казахстан-Караганда» (http://kartv.kz/ru/view/society/page_70294_segodnya-vsemirnyi-den-rasprostraneniya-informatsii-o)

— 14.04.2015 г. – газета «Индустриальная Караганда» — статья Н.Прус «Душа за стеклом».

С целью создания единого информационного пространства по организации инклюзивного образования разработан и функционирует WEB-сайт ресурсного центра — http://inclusion27.org/. Данный сайт является информационным, важным элементом которого является интерактивность и объемная подборка материалов из различных источников по проблемам инклюзивного и специального образования.

Специалистами ресурсного центра постоянно проводится работа по созданию фонда ресурсных материалов (нормативно-правовых, программно-методических, дидактических, ИКТ), обеспечивающих консультативную деятельность центра.

В рамках научно-методической деятельности Ресурсного центра специалистами были разработаны:

1.Методические рекомендации «Научно-методические основы организации обучения и воспитания школьников с ограниченными возможностями развития в условиях специального и инклюзивного образования»;

  1. Методические рекомендации «Разработка научно-методических и организационных основ создания социально-гуманной среды инклюзивного (интегрированного) образования»;
  2. Методические рекомендации «Разработка научно-методических и организационных основ нейропсихологической диагностики и коррекции школьных трудностей»;

4.Разработан Проект процесса обучения грамоте учащихся с задержкой психического развития. Проведена апробация Проекта процесса обучения грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром  учащихся с задержкой психического развития;

  1. Проведено анкетирование специальных организаций образования с целью выявления отношения школьников с ОВР и их родителей к обучению в общеобразовательной школе;
  2. Создан банк методов нейропсихологической диагностики школьных трудностей, разработаны формы рабочей документации специального психолога инклюзивной школы;
  3. Разработана рабочая тетрадь к курсу «Грамота» для детей с ЗПР (1 класс)»;
  4. Проведена апробация проекта практических материалов по формированию социальной компетентности детей с ОВ;
  5. Выполнена апробация программ нейропсихологической коррекции с использованием когнитивных и телесно-ориентированных подходов.