Рекомендации по организации работы с детьми с ООП

Рекомендации по обучению учащихся с особыми образовательными потребностями

I. Дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это самая распространенная причина неуспеваемости: около 50% неуспевающих школьников – дети с ЗПР. Для детей с ЗПР характерны:
— недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений;
— незрелость мышления, преобладание игровых интересов;
— низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость при интеллектуальной нагрузке;
— замедленная включаемость в работу;
— неумение подчиняться правилам дисциплины;
— замедленное развитие активных форм деятельности;
— неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность;
— полное отсутствие чувства долга и ответственности;
— неспособность к волевому усилию и труду;
— жестокость, стремление к разрушительству, неспособность сопереживать;
— неадекватность выхода из конфликтных ситуаций.
Важным отличием детей с ЗПР от умственно отсталых является то, что стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной коррекционной помощи позволяют выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей этого же возраста.
Обучение детей с ЗПР осуществляется по специальным программам. Цель организации обучения детей с ЗПР – создание для них адекватных их особенностям условий воспитания, обучения и развития, которые позволяют предупредить дезадаптацию в образовательном учреждении.
Задачами специальных классов для детей с ЗПР является обучение и воспитание учащихся, обеспечивающее коррекцию отклонений в развитии их познавательной деятельности и речи, восполнение пробелов в знаниях и цензовое образование в объеме общеобразовательной школы.
Реализация данных задач осуществляется благодаря введению специфических разделов в содержание обучения и в учебный план: введены имеющие большое коррекционное значение уроки по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, а также коррекционные занятия.
Существенное значение для коррекционного учебно-воспитательного процесса имеет реализация специфических приемов и методов обучения и воспитания с учетом индивидуального подхода к учащимся, привлечение к работе логопедов, психологов, уменьшение наполняемости классов, а также, сочетание учебно-воспитательной работы с системой лечебно-профилактических мероприятий.

Условия эффективности обучения детей с ЗПР:
1. Подбор кадров. Для работы с этими детьми нужно подбирать педагогов, имеющих необходимый минимум дефектологических, психологических знаний, опыт работы с детьми, желание работать с данной категорией детей, обладающих определенными личностными качествами.
2. Организация работы по ликвидации пробелов в знаниях, которая заключается в следующем:
— коррекционная направленность обучения,
— повторение на каждом уроке (четко спланированное и логически обоснованное),
— формирование обобщенных представлений,
— постоянная работа над развитием речи,
— всестороннее развитие учащихся.
3. Формирование у детей желания учиться, возрождение утраченной веры в свои возможности.
4. Индивидуальный и дифференцированный подход.
5. Соблюдение требований, предъявляемых к наглядности:
— на стене, где расположена классная доска, никакой наглядности быть не должно;
— справочный материал должен быть четко сгруппирован по предметам;
— наглядность должна вести от конкретного к общему;
— наглядность должна быть избавлена от лишних деталей и помещена на контрастном фоне, что облегчает восприятие;
— не использовать больше 2-3 цветов одновременно, с осторожностью использовать красный цвет;
— наглядность должна соответствовать эстетическим требованиям.
6. Не создавать стрессовых ситуаций (не позволять срабатывать педагогическим стереотипам).
7. Стимулировать, а не заставлять.
8. Не указывать на отрицательные стороны характера – это провоцирует еще большее их проявление.
9. Оценивать по критерию относительной успешности: сравнивают успехи конкретного ребенка в динамике, а не с успехами других детей.
10. Обеспечивать условия для постоянной деятельности самих учащихся. Установлено, что человек усваивает 10% информации, если слышит, 40%, если видит и 90%, если делает сам.

Коррекционная направленность обучения детей с ЗПР.
Определяется:
— предметом, программным содержанием материала;
— составом и возрастом учащихся и их индивидуальными особенностями.
Заключается в:
— наличии коррекционных задач урока; работе над развитием отдельных психических процессов;
— соблюдении требований к наглядности;
— выполнении всех санитарно-гигиенических требований.
Урок в классе для детей с ЗПР специфичен:
— Медленный темп; четкое деление на этапы, логическая связь этапов;
— подача материала небольшими дозами; постоянное повторение в различных вариантах;
— учет особенностей эмоционально-волевой сферы детей;
— наличие коррекционных и динамических пауз, чередование видов работы.
Кроме обычных уроков в классах для детей с ЗПР предусмотрены специальные коррекционные занятия. Они проводятся по группам и индивидуально. Группы комплектуются с учетом сходности дефектов, однородности недостатков развития. Цель коррекционных занятий – индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащихся, их предшествующего обучения, направленная подготовка к усвоению учебного материала. Занятия не должны дублировать урок, должны быть максимально направлены на развитие ученика. Продолжительность занятий не более 15 – 20 минут.

II. Дети с нарушениями интеллекта
Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное, как правило, органическим поражением головного мозга. Наиболее вероятно в общеобразовательной школе могут оказаться дети с наиболее легкой степенью олигофрении – дебильностью. В большей степени у них страдает мышление. Это выражается в слабой способности к обобщению, классификации, сравнению, анализу. Понимание скрытого, переносного смысла совсем или почти недоступно. Ведущим в познавательной деятельности является установление частных, конкретных связей. Эти дети нелюбознательны, у них замедлена, затруднена восприимчивость к новому, они плохо обучаемы.
Рекомендации учителю.
Умственно отсталый ребенок в общеобразовательном учреждении требует особого к себе отношения. Важно выбрать для него такое место в классе, чтобы в случае затруднения ему легко было оказать помощь. Ребенок должен посильно участвовать в работе класса, не задерживая темп ведения урока, занятия. Нельзя допускать, чтобы что-либо важное осталось непонятым, т.к. это может привести к недопониманию учебного материала в дальнейшем. Педагог должен учитывать особенности познавательной деятельности умственно отсталого ребенка:
— Новый учебный материал, необходимый для усвоения, нужно делить на маленькие порции.
— Использовать наглядные методы обучения.
— Закрепление проводить на большом количестве тренировочных упражнений.
— Многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.
— Учитывать склонность этих детей стереотипам.
— Необходимо помнить, что для детей этой категории главным является не образование в объеме начальной или средней школы, а подготовка ребенка к жизни, следовательно, обучение должно носить практическую направленность.

III. Дети с нарушениями речи
Речь – очень сложная психическая деятельность, одна из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. С помощью речи осуществляется контакт, происходит общение между людьми. Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут повлиять на умственное развитие ребенка. У детей с тяжелыми речевыми нарушениями часто возникает вторичная задержка психического развития, которая выражается в следующем:
— бедный запас сведений об окружающем;
— замедленное формирование понятий о форме и величине предметов;
— замедленное формирование счетных операций;
— неспособность к пересказу прочитанного.
— У детей преобладает конкретно-образный тип мышления, слабо выражена способность к речевым абстракциям, т.о., они часто не успевают и по русскому языку, и по математике.
— Для психических процессов (память, внимание и т.п.) характерны инертность, трудность переключения, выраженная истощаемость, нарушение активности.
— Поведение характеризуется незрелостью, недостаточным пониманием социальных требований, повышенной заторможенностью при предъявлении речевых заданий.

Рекомендации учителю.

— Дети с речевыми нарушениями обязательно должны получать систематическую помощь логопеда.
— При обучении грамоте необходимо использовать «Букварь» для речевой школы.
-Всем таким детям необходим более благоприятный (облегченный) режим обучения. Он характеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Прежде всего, они нуждаются в особой психологической поддержке со стороны учителя. Это выражается в ободрении, мягком тоне замечаний, поощрении и т.д. Задачи, которые ставятся перед классом в целом в учебном процессе, для таких детей должны детализироваться, инструкции – носить дробный характер, т.е. быть доступными для понимания и выполнения.
— В тех случаях, когда у ребенка отмечаются стойкие ошибки письма и чтения, не следует его заставлять многократно повторять выполнение одних и тех же заданий. При оценке письменных работ нужно отдельно учитывать специфические речевые ошибки и не снижать за них оценку.
— При общении с учащимися, имеющими речевые нарушения, педагог должен обращать внимание на качество своей речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала ребенком. Речь педагога должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной. А главное, отношение учителя к ученику должно быть благожелательным; своими мимикой, жестами, интонацией он должен вызывать у ребенка желание сотрудничать.
— При наличии в классе заикающихся детей рекомендуется не заменять устные ответы этих детей письменными; устные опросы следует проводить на месте, не вызывая к доске, а также не начиная опроса с заикающегося ребенка. В случае если у ребенка резко выражен страх речи, рекомендуется опрашивать его после урока. При этом мягкое, доброжелательное отношение учителя к ребенку будет способствовать улучшению качества его речи.

IV. Дети с нарушениями слуха
Роль слуха в развитии ребенка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире. Еще до того, как ребенок научится говорить, он слышит речь окружающих, узнает значение многих слов и словосочетаний. В дальнейшем, благодаря слуху, он учится говорить. Он слышит не только речь окружающих, но и свою собственную, а это позволяет ему уточнить свою речь, сопоставляя ее с речью взрослых. Сложный процесс овладения речью нарушается даже при небольшом снижении слуха, возникшем в раннем возрасте.
У детей с нарушениями слуха встречаются следующие дефекты речи:
— недостатки произношения («смазанность» речи, смешение звонких и глухих звуков, замена многих звуков на [т]); ограниченный запас слов; неточное понимание и неправильное употребление слов; недостатки грамматического строя речи; ограниченное понимание устной речи; ограниченное понимание читаемого текста.
— Помимо речевых нарушений при нарушениях слуха отмечаются особенности абстрактно-познавательной деятельности. Для этих детей характерна задержка словесно-логического мышления при сохранности конкретных форм мышления. Они могут хорошо справляться со сложными конструктивными заданиями, а задания, требующие речевого отчета и речевого оформления, вызывают у них затруднения. Т.к. расстройства слуха часто возникают вследствие инфекционного поражения ЦНС, у детей часто могут наблюдаться церебрастенические и психоорганические симптомы: повышенная утомляемость, раздражительность, вялость, снижение внимания, памяти и т.п. Это влияет на работоспособность и деятельность ребенка.
Рекомендации учителю.
— Следует постоянно помнить, что в классе находится ребенок с нарушенным слухом, который должен всегда видеть лицо педагога, даже в тех случаях, когда тот ходит по классу, пишет на доске, организует работу класса с картиной, таблицами и т.п. Поэтому такого ребенка нужно посадить за первую парту сбоку от учителя (справа от него), по возможности спиной к окну. С этого места хорошо видны лица большинства одноклассников, учителя, доска, отвечающий у доски.
— Необходимо требовать от ребенка с нарушением слуха, чтобы он всегда смотрел на говорящего: и на учителя, и на отвечающего.Важно следить за тем, чтобы плохо слышащий ребенок быстро отыскивал говорящего и быстро переводил взгляд с одного говорящего на другого. Это должно стать осознанной необходимостью для ребенка. Полезно почаще контролировать ученика в разных формах: «Повтори, что я сказала; что рассказала Аня; продолжи» и т.п.
— Ребенок с нарушенным слухом должен активно участвовать в работе класса, но не задерживать темп ведения урока. В то же время нельзя допустить, чтобы что-то осталось им непонятым. Поэтому такого ребенка необходимо контролировать на каждом уроке.
— Если новый вид работы проводится впервые, ребенку можно дать возможность самостоятельно разобраться в задании, наблюдая за тем, как выполняют этот вид работы другие дети. В этой ситуации его нельзя вызывать для ответа первым.
— Не следует предлагать слабослышащему ребенку письменную самостоятельную работу, в то время, когда весь класс работает устно
— Если в классе оказался ребенок с нарушениями слуха, необходимо обязательно периодически получать консультации сурдопедагога по каждому предмету.

V. Дети с нарушениями зрения
Наибольшее количество информации об окружающем мире человек получает при помощи зрения. По скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств человека. Зрительная информация составляет около 90% от всей информации, которая поступает в кору больших полушарий головного мозга через органы чувств. Зрительные ощущения и восприятия имеют большое значение не только для познания и практической деятельности, но и являются источником эстетических переживаний. Нарушения зрительных функций оказывают серьезное влияние на психическое развитие ребенка в связи с той ролью, которую играет зрение в жизни человека. В первую очередь и в большей степени страдает восприятие. При нарушении зрения зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящих людей по степени полноты, точности и скорости отображения. Дефекты зрения приводят к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто второстепенные признаки объектов, в связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности. Для полного, правильного и быстрого восприятия слабовидящим необходимо взаимодействие зрения и осязания. Из-за неточного и искаженного восприятия у детей формируются неточные, часто неправильные представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Круг представлений резко сужен ввиду невозможности восприятия ряда объектов и их свойств. Нарушение восприятия и особенности представлений слабовидящих детей накладывают отпечаток на развитие мышления и речи, т.к. эти психические функции развиваются на основе представлений о предметах и явлениях окружающей среды. Нарушения зрения вызывают у детей серьезные трудности ориентировки в пространстве. Отмечается задержка развития моторики и пространственных представлений, большие затруднения в оценке своего местонахождения и взаимного расположения окружающих предметов. Учебная деятельность. У детей с нарушениями зрения в начале обучения могут возникнуть специфические затруднения в овладении навыками чтения и письма. Дети не видят строк, путают сходные по начертанию буквы, что мешает овладению техникой чтения, пониманию содержания читаемого. Смешение цифр по начертанию препятствует овладению процессами счета и решению задач. В обычных условиях обучения дети не видят написанного на доске, таблице, у них быстро наступает утомление и снижение работоспособности.
Рекомендации учителю.
— Место для ребенка в классе должно определяться в соответствии с рекомендацией врача-окулиста (не всегда это будет 1-я парта).
— Стол, за которым работает ребенок, должен иметь матовую поверхность.
— Одним из важнейших условий для нормального протекания зрительной работы является освещенность рабочего места (400 — 500 лк).
— Существенным условием является дозирование зрительной нагрузки. (Индивидуально — окулист; максимум — 15 мин.). Гимнастика для глаз.
— Чтобы дети с нарушениями зрения могли принимать участие во фронтальной работе класса необходимо дублировать все написанное на доске на карточках; все демонстрируемые наглядные пособия должны предоставляться ребенку для индивидуального ознакомления. Можно сделать это до урока. Необходимо соблюдать требования к наглядности:
— контрастность контуров предъявляемых объектов;
— предварительная проработка некоторых картин и рисунков: усиление контура, удаление лишних деталей;
— оптимальные для восприятия размеры объектов: общая площадь – около 500 кв. см., отдельные детали — 13 мм;
— толщина контура объекта зависит от остроты зрения (от 0,5 до 5 мм);
— цветовая гамма разнообразна, предпочтительнее желто-оранжево-красные, зеленые и коричневые тона и оттенки. Желательна окраска, близкая к натуральной.
— Речь учителя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует, проводит опыт и т.д.
— Учебники, тетради по возможности следует использовать специальные.
— Цвет чернил для письма предпочтительнее черный, для выделения – зеленый.
— При письме, чтении необходимо помнить об особенностях детей. Не требовать соответствия навыка техники чтения нормам общеобразовательной школы, обращать внимание на понимание содержания прочитанного, умение отвечать на вопросы по тексту, пересказывать и т.п. При письме лучше заранее отметить в тетради место, с которого необходимо начинать работу.
— При изучении некоторых тем требуется предварительная подготовка основы для понимания материала.
— Необходимы постоянные консультации тифлопедагога.

VI. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Наиболее распространенным и изученным нарушением опорно-двигательного аппарата является детский церебральный паралич (ДЦП) – 89%. Это группа патологических синдромов, возникающих вследствие органического поражения мозга и проявляющихся в форме двигательных речевых и психических нарушений. Особенности психического развития детей с ДЦП связаны с поражением двигательной сферы. Это, прежде всего, нарушения речи. Часто отмечаются снижения слуха. Это приводит к трудностям при обучении письму и чтению. У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация. Это проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое. Во время письма выявляются ошибки в графическом изображении букв и цифр (асимметрия, зеркальность). Дети не могут соблюдать линейки в тетради, различать ее правую и левую стороны, могут начать писать или рисовать в любом месте тетради или альбома, читать с середины страницы.
Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, сужении объема внимания, преобладании слуховой памяти над зрительной. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. Склонность к колебанию настроения часто сочетается инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Почти для всех детей с ДЦП характерен психический инфантилизм. Это выражается в наличии у них несвойственных данному возрасту черт детскости, непосредственности, склонности к фантазированию и мечтательности, преобладанию игровых интересов.

Рекомендации учителю
— Для обучения письму необходимо сформировать готовность руки. Для этого существуют специальные упражнения.
— Учитель должен определить место ребенка с ДЦП в классе так, чтобы он мог свободно стоять или выходить из-за парты.
— Пространство на столе должно быть достаточным для свободной манипуляции учебниками, учебными принадлежностями и т.д.
-Понаблюдав за учеником первое время, учитель должен понять, в какой позе ему удобнее выполнять письменные работы, как удобней отвечать: сидя или стоя.
— Необходимо варьировать объем и формы выполнения письменных работ, чтобы ребенок успевал за темпом работы класса, не переутомлялся, и была возможность для формирования учебных навыков.