В соответствии с планом научно-исследовательской деятельности ННПЦКП в 2015-2016 учебном году завершены исследования в области организационно-методических основ инклюзивной практики. Результаты исследовательской деятельности отражены в следующих методических рекомендациях:
«Формирование социальной компетентности детей с ограниченными возможностями, обучающихся в инклюзивной (интегрированной) среде//Методические рекомендации». Алматы. 2015
«Формирование позитивного психологического климата в инклюзивном классе общеобразовательной школы»//Методические рекомендации. Алматы. 2015
«Профессиональное сопровождение педагогов общеобразовательных школ, реализующих инклюзивную практику»// Методические рекомендации. Алматы. 2015
Кроме того, в 2015-2016 году специалистами РЦ и специалистами Службы сопровождения по заданию лаборатории школьного образования ННПЦКП принимали участие в изучении особенностей формирования учебной деятельности младших школьников с ЗПР. По результатам деятельности определено содержание коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление проблем становления у школьников с ЗПР учебной деятельности.
СпециалистыРесурсного центра продолжают вести деятельностьпо трансляции опыта работы школы по реализации инклюзивного образования на мероприятиях городского, областного, республиканского, международного уровней:
Дата проведения | Мероприятие | Специалист РЦ, тематика |
23-24.10.15
Алматы |
Международный семинар
«Индивидуальные учебные программы и гибкая система оценки учебных достижений учащихся как основа для развития инклюзивного образования: из опыта финской системы образования» |
Даупбаева К.Т. – директор ОСШ№27
Организационно-методические аспекты инклюзивной практики Чумакова О.Ф. – руководитель ресурсного центра при КГУ ОСШ№27 Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в инклюзивной школе
|
5-6.11.2015
Кокшетау
|
Региональная Конференция «Сетевое взаимодействие организаций образования Акмолинской области по внедрению инклюзивных практик обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы») | Даупбаева К.Т. – директор ОСШ№27
Организационно-методические аспекты инклюзивной практики Чумакова О.Ф. — руководитель ресурсного центра при КГУ ОСШ№27 Психолого-педагогическое сопровождение родителей в условиях инклюзивного образования
|
20.11.2015Астана | Международная научно-практическая конференция «Инновации в образовании: поиски и решения» | Чумакова О.Ф. — руководитель ресурсного центра при КГУ ОСШ№27
Психолого-педагогическое сопровождение родителей в условиях инклюзивного образования Даупбаева К.Т. Организационно-управленческие аспекты инклюзивного образования |
20.11.-21.11.2015
Павлодар |
Семинар «Аспекты помощи детям с аутизмом и проблемами обучения. Построение эффективной коррекционно-развивающей среды и инклюзии в общем образовании» | Чумакова О.Ф. — руководитель ресурсного центра при КГУ ОСШ№27
Взаимодействие с НПО и Ресурсного центра инклюзивного образования в популяризации идей инклюзивного образования |
16.02.2016
|
Семинар УМЦ РО Карагандинской области «Организация деятельности стажерской площадки» | Даупбаева К.Т. – директор ОСШ№27
Организационно-управленческие аспекты инклюзивной практики Чумакова О.Ф. – руководитель ресурсного центра при КГУ ОСШ№27 Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в инклюзивной школе
|
3.03.2016 | Семинар-тренинг УМЦ РО Карагандинской области «Адаптация образовательной среды путем создания адекватных образовательных условий» | Даупбаева К.Т. – директор ОСШ№27
Реализация разноуровневого подхода в условиях инклюзивного образования Чумакова О.Ф. – руководитель ресурсного центра при КГУ ОСШ№27 Организация и проведение урока в инклюзивных классах Кононенко Н.М., Шамагулова А.Б. – учителя начальных классов Инклюзивная практика в начальной школе Койшибаева А.С. – учитель русского языка и литературы Технология проведения урока в инклюзивном классе |
14-15.04. 2016 Минск | Международная научно-практическая конференция «Специальное образование: традиции и инновации» | Даупбаева К.Т.
Современное состояние развития инклюзивного образования в регионе |
2015
Павлодар |
Региональная научно-практическая конференция «Содержание и приемы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями на разных этапах коррекционной работы» | |
20.05.2016 | Семинар «Содержательно-технологические аспекты подготовки личности социального работника к работе детьми сиротами» | Чумакова О.Ф. — руководитель ресурсного центра при КГУ ОСШ№27
Организационно-методические аспекты инклюзивной практики |
Одним из направлений деятельности РЦ инклюзивного образования является организация социального партнерства в области развития инклюзивной практики и популяризации его идей. Примером социального партнерства в области инклюзии является взаимодействие Ресурсного центра и ОО «Кредо» по реализации проекта по государственному социальному заказу «Организация комплекса мероприятий с целью социализации и адаптации детей и молодежи с особыми потребностями через осуществление коррекционно – развивающей, оздоровительной, творческой и досуговой деятельности, а также услуг, направленных на обеспечение научно-методического, консультативно-информационного сопровождения организаций образования, развивающих практику инклюзивного образования в Карагандинской области».
В формате проекта с участием специалистов РЦ И Службы психолого-педагогического сопровождения ОСШ№ 27 проведены следующие мероприятия:
Дата проведения | Мероприятие | Специалист РЦ, тематика |
22.09.2015г, Караганда | Круглый стол «Базовые ценности и принципы инклюзивного образования» | Базовые принципы и ценности инклюзивного образования.
Инклюзивное образование: мифы и реальность (работа в группах). Нормативно-правовое обеспечение инклюзивной практики. Презентация «Алгоритм внедрения инклюзивного образования» (на примере ОСШ № 27 г.Караганды) Даупбаева К.Т. Элементы SWOT-анализа: определение возможностей и недостатков инклюзивного образования. Подготовка школы к инклюзии Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями как основа их включения в общеобразовательный процесс |
25.09.2015г, Караганда | Круглый стол
«Обучение учащихся с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования: проблемы, пути решения» |
Директор ОСШ № 27 Даупбаева К.Т.
Инклюзия: равенство возможностей, доступность образования Зам. директора по научно-методической работе ОСШ № 27Баграмова А.Ж. Презентация «Алгоритм внедрения инклюзивного образования» Организационная модель реализации внеурочной деятельности в системе инклюзивной практики Координатор инклюзивного образования ОСШ №27 Чумакова О.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики А.Б.Шамгулова, учитель начальных классов ОСШ №27 Оқу қабілеті төмен деңгейдегі оқушыларға және түзету жұмыстарына арналған «Қызыкты грамматика», «Қызықты математика» ОӘК презентациясы Учитель-дефектолог ОСШ№ 27Самигулина З.Р. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями как основа их включения в общеобразовательный процесс |
30.11.2015
Караганда |
Круглый стол «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики» | Баграмова А.Ж.
Сущность процесса психолого-педагогического сопровождения Основные этапы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса Чумакова О.Ф. Субъекты психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума по сопровождению учащихся с ОВР в условиях инклюзивного образования Самигулина З.Р. Содержание деятельности специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения в системе инклюзивного образования Технологии индивидуального сопровождения учащегося с ОВР в инклюзивной практике |
17.11. 2015 | Семинар-тренинг «Научно-теоретические основы инклюзивного образования. Подготовка школы к инклюзии» | Самигулина З.Р.
Базовые принципы и ценности инклюзивного образования – работа в группах Инклюзивное образование – мифы и реальность Нормативно-правовое обеспечение инклюзивной практики Баграмова А.Ж. Элементы SWOT-анализа: определение возможностей и недостатков инклюзивного образования Чумакова О.Ф. Подготовка школы к инклюзии |
18.11. 2015 | Семинар-тренинг «Организация образовательной среды общеобразовательной школы, реализующей инклюзивную практику» | Баграмова А.Ж.
Инклюзия: равенство возможностей, доступность образования Организационная модель реализации внеурочной деятельности в системе инклюзивной практики Чумакова О.Ф. Специальные классы как форма дифференциации образования Модель инклюзивного образования – работа в группах Самигуллина З.Р. Инклюзивные классы как форма включения детей с ограниченными возможностями в общее образование Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями как основа их включения в общеобразовательный процесс |
15.09.-16.09.2015г. Караганда | Семинар «Международные практики работы с детьми с ограниченными возможностями» | |
29.10 2015г. Караганда | Семинар-тренинг
«Особенности формирования профессионально-трудовых умений и навыков у подростков с ОВР» |
Чумакова О.Ф.
«Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВР» «Понимание сущности понятия «ограниченные возможности развития» — работа в группах «Особенности трудовой деятельности подростков с ОВР Самигулина З.Р. «Трудовая деятельность как средство коррекции недостатков психофизического развития учащихся с ОВР» Баграмова А.Ж. «Система трудового обучения и воспитания в учреждениях специального образования» «Направления профессионально-трудовой подготовки подростков с ОВР» – работа в группах |
Специалистами ресурсного центра разработана программа обучающих курсов «Организация и содержание инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями и проведены семинары-тренинги для специалистов стажерских площадок УМЦ РО КО.
В рамках консультативной деятельности специалисты ресурсного центра работали по запросам педагогов организаций образования региона: СОШ № 25, 54 г.Караганды, СОШ №3 г.Жезказгана, ОСШ №10, 21 г.Темиртау, Егиндыбулакская школа № 43, ШЛ им.Ю.А.Гагарина пос.Агадырь. Запросы касались вопросов организации инклюзивного образования, психолого-педагогического сопровождения, обучения на дому, организации логопедической и психологической службы в школе, ведения документации.
Специалисты ресурсного центра проводили консультации в рамках написания дипломных работ и магистерских диссертаций, являлись рецензентами 1 дипломной работы, 1 магистерской диссертации.
Специалисты РЦ и Службы сопровождения привлекались к рецензированию научно-методических статей, методических рекомендаций НАО.
За отчетный период проводилась работа по информированию о ходе реализации и результатах Программы развития уполномоченных органов в сфере образования, педагогической и широкой общественности через публикации в научно-педагогических изданиях:
— журнале «Открытая школа» № 7, 2015г.;
— журнале «Вектор Инфорум» №8, 2015 г.;
— в материалах II Международной научно-практической конференции «Инновации в образовании: поиски и решения», 20 ноября 2015г., Астана
— в материалах III Международной научно-практической конференции «Инновации в образовании: поиски и решения», 26-27 мая 2016г., Астана
— в материалах V Международной научно-практической конференции «Специальное образование: традиции и инновации» (14-15 апреля 2016 года, Республика Беларусь).
— в газете «Индустриальная Караганда» (14 ноября 2015г.).