Деятельность ресурсного центра
«От адаптивной школы – к школе успеха»
в 2017-2018 учебном году
В настоящее время в Республике Казахстан формируются новые ориентиры государственной политики по отношению к детям с особыми образовательными потребностями (далее – с ООП), которые предполагают равенство прав на получение качественного образования и обеспечение доступности образования всех уровней для всех детей независимо от уровня их интеллектуального развития, психофизиологических или индивидуальных особенностей.
Разработка стратегии инклюзивного образования и ее внедрение в стране осуществляется в рамках Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы. Согласно данной программе предусмотрено увеличение доли школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества до 70%; увеличение доли школ, создавших «безбарьерный доступ» для детей-инвалидов, от общего количества школ 20%; увеличение доли детей, охваченных инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии до 50%.
Таким образом, государственной политикой поставлена задача развития и дальнейшего совершенствования системы инклюзивного образования как механизма реализации прав всех детей на получение качественного образования.
Ресурсный центр на базе ОСШ №27 создан для обеспечения научно-методического, консультативно-информационного сопровождения организаций образования, развивающих инклюзивную практику, содействие развитию инклюзивного образования в городе Караганде и Карагандинской области.
Для осуществления деятельности Ресурсного центра организовано сетевое взаимодействие с двадцатью (20) стажерскими площадками и ста семидесяти девятью (179) магнитными школами города Караганды и Карагандинской области, которые включены в работу по реализации инклюзивных подходов в образовании.
Деятельность Ресурсного центра осуществляется в соответствии с приказом Управления образования «О внедрении и реализации республиканского проекта по инклюзивному образованию», планом мероприятий по реализации Дорожной карты по развитию инклюзивного образования в Карагандинской области на 2016-2019 гг., стратегиями развития школы и ресурсного центра, положением о Ресурсном центре инклюзивного образования ОСШ №27, перспективными планами работы.
Основой деятельности Ресурсного центра являются накопленный опыт и научно-методические ресурсы, разрабатываемые в рамках работы школы в качестве экспериментальной площадки Национального научно-практического центра коррекционной педагогики по разработке и апробации материалов, необходимых для работы с детьми с ограниченными возможностями в условиях массовой школы.
В настоящее время деятельность ресурсного центра осуществляется в соответствии со Стратегией развития на 2016-2019 гг. и обеспечивает поддержку и постоянный диалог между субъектами взаимодействия с целью обмена опытом. Основными стратегическими направлениями деятельности РЦ в новом формате являются:
— научно-методическое сопровождение деятельности стажерских площадок и магнитных школ по развитию инклюзивного образования в регионе;
— разработка и апробация эффективных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования;
— аккумуляция передового опыта и эффективных технологий в области инклюзивного образования;
— разработка и реализация программ формирования позитивных представлений о лицах с особыми образовательными потребностями, в том числе с привлечением средств массовой информации;
— трансляция опыта инклюзивной практики организаций образования Карагандинской области в республике.
В 2017-2018 учебном году Ресурсным центром продолжена работа по трансляции опыта работы школы на мероприятиях городского, областного, Республиканского, международного уровней:
Дата проведения |
Мероприятие | Программа, специалисты РЦ |
16.08. 2017 г. | Секционное заседание «Пути развития инклюзивного образования в РК» Республиканской августовской конференции | К.Т. Даупбаева
«Организационно-управленческие аспекты инклюзивного образования |
17.08. 2017 г. | Августовское педагогическое совещание работников образования Карагандинской области | К.Т. Даупбаева – директор ОСШ№27
«Формирование профессиональных компетенций учителей, реализующих инклюзивную практику Г.Т. Жумагулова – заместитель директора по УВР Тумарбаева М.З. – учитель начальных классов Мастер-класс «Инклюзивті білім беру аясында оқушылардың білімін бағалау» |
21.09. 207 г.
г. Астана |
Международная научно-практическая конференция «Особенности развития инклюзивного образования: международный опыт и отечественная практика» | Н.М. Кононенко – учитель начальных классов
«Адаптация содержания образования в условиях инклюзивной практики» |
04.10. 2017 г.
Улытау ауданы |
Выездной практический семинар | Г.Т. Жумагулова — заместитель директора по УВР
«Мектептің психолгиялық-медициналық-педагогикалық консилумының қызметін ұйымдастыру» «Жалпы орта білім беру үрдісіңің бейімделуі» «Ерекше білім беруді талап ететін оқушылармен дара тіл табысу» «Жаңартылған білім беру мазмұны аясында инклюзивті білім беру» «Инклюзивті білім беру аясында жеке үйден оқыту» |
13.10.2017 г. | Городской семинар-практикум «Организация и условия психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики» | Заблоцкая И.С. – заместитель директора по Ресурсному центру
«Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования» Кузнецова Л.И. – учитель-дефектолог «Знакомство с формами рабочей документации специалистов службы психолого-педагогического сопровождения» Бигельдина З.А. – заместитель директора по специальным, инклюзивным классам, надомному обучению «Роль психолого-медико-педагогического консилиума в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями» Асташина Е.А., Ким О.О., Сариева А.Ә., Мұқан А.Т. – специалисты СППС «Технология составления индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями» Исатаева Р.И. – учитель-дефектолог «Организационные аспекты обучения учащихся на дому» |
17.10.2017 г. | Выездное практическое занятие для слушателей АО НЦПК «Орлеу»
«Основные направления и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР» |
Даупбаева К.Т. – директор ОСШ№27
«Опыт развития инклюзивной практики в КГУ ОСШ №27» Открытые уроки: Зезюлина Л.А. — учитель начальных классов 1Б класс — Обучение грамоте «Звук «И». Буква Ии. Составление рассказа по картинкам» Тумарбаева М.З. — учитель начальных классов 2Ә класс «Бір және екі амалмен орындалатын есептер» Кононенко Н.М. — учитель начальных классов 2Б класс – Русский язык «Звонкие и глухие согласные» Койшибаева А.С. – учитель русского языка и литературы 5Б класс – Русская литература «М.Ю. Лермонтов «Бородино» Нижегородова А.А. – учитель математики 6В класс – Математика – «Противоположные числа. Целые числа. Рациональные числа» Майшекина Н.Ж. – учитель русского языка и литературы 6А класс русский язык в классе с казахским языком обучения «Корень слова» Уразаева К.А. – учитель физики 8А класс физика «Булану және конденсация» Заблоцкая И.С. – заместитель директора по Ресурсному центру «Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями» |
31.10. 2017 г.
г. Алматы |
Республиканский методический фестиваль «Инклюзивное образование: методология, практика, технологии» | Бигельдина З.А. – заместитель директора по специальным, инклюзивным классам, надомному обучению
«Опыт развития инклюзивной практики в ОСШ№27» |
03.11. 2017 г.
Бухар-жырауский район |
Выездной семинар «Организация деятельности общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования» | Заблоцкая И.С. – заместитель директора по Ресурсному центру
«Психолого-педагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования» Асташина Е.А. – учитель-дефектолог Работа в малых группах по заполнению документации ПМПк школы Асташина Е.А., Кононенко Н.М. «Технология составления программы психолого-педагогического сопровождения учащихся» Кононенко Н.М. – учитель начальных классов «Инклюзивное обучение в рамках обновленного содержания» Заблоцкая И.С. «Надомное обучение в рамках инклюзивного образования» |
10.11.2017 г. | Республиканский научно-методический он-лайн семинар «Развитие коммуникативных навыков через активное обучение» | Ким О.О. – учитель-логопед
«Канистерапия как метод активного обучения языковым навыкам» |
10.11. 2017 г. | III заочная республиканская научно-практическая конференция «Роль педагога в развитии функциональной грамотности школьников в условиях обновленного содержания среднего образования» | Асташина Е.А. – учитель-дефектолог
Кострыкина Е.А. – учитель технологии «Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках трудового обучения в системе дополнительного образования» |
20.11. 2017 г. | Встреча с делегацией Республики Татарстан | Экскурсия по школе
Даупбаева К.Т. – директор ОСШ№27 «Опыт развития инклюзивной практики в ОСШ№27» Михалева О.Ю. — волонтер общественного фонда «Ассоциация родителей детей-аутистов» «Инклюзивные игры с детьми с расстройствами аутистического спектра» Ким О.О. – учитель-логопед Занятие по канистерапии Мамедов П.М. – педагог дополнительного образования Занятие секции Таэквондо Видео-материалы коррекционно-развивающих занятий: Исатаева Р.И. – учитель-дефектолог «Стимуляция и развитие игровой деятельности»; Ботченко А.С. – учитель-дефектолог «Коррекция страха публичного выступления посредством сказкотерапии»; Мұқан А.Т. – учитель-дефектолог «Занятия по сенсорной интеграции». |
08.12.2017 г.
п. Осакаровка |
Выездной семинар «Организация деятельности общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования» | Бигельдина З.А. – заместитель директора по специальным, инклюзивным классам, надомному обучению
«Технология деятельности психолого-медико-педагогического консилиума по сопровождению учащихся с особыми образовательными потребностями» Работа в малых группах по отработке навыков работы с документацией ПМПк: оформление журнала записи детей на ПМПк, заполнение представлений специалистов, оформление заключения, протокола консилиума, внесение записи в журнал регистрации заседаний и заключений ПМПк «Технология составления программы психолого-педагогического сопровождения учащегося Работа в малых группах «Разработка программы психолого-педагогического сопровождения» «Организационно-педагогические основы обучения на дому» Глушко Т.А. – учитель физики и информатики «Инклюзивное образование в рамках обновленного содержания образования» Работа в малых группах по разработке индивидуальных заданий для учащихся с ООП «Технология составления программы психолого-педагогического сопровождения учащегося» «Креативное мышление как залог успешной социализации личности» |
14.12. 2017 г. | Городской семинар «Реализация инклюзивного образования в начальной школе» | Кононенко Н.М. – зам. директора по начальным классам, учитель начальных классов
«Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования» Открытые уроки учителей начальных классов: Зезюлина Л.А. – учитель начальных классов 1Б класс — Математика – «Измерение длины»; Гордеева С.Н. — учитель начальных классов 1В класс – Познание мира – «Город и село»; Данилова И.В. — учитель начальных классов 3Г класс – Математика – «Взаимообратные задачи. Зависимость между массой одного предмета, количеством предметов и общей массой»; Максимова Т.М. — учитель начальных классов 2В класс Русский язык «Правописание сочетаний с шипящими»; Тумарбаева М.З. — учитель начальных классов 2Ә класс — Әдебиеттік оқу – «Алматы мен Астанаға қарашы» Заблоцкая И.С. , Кононенко Н.М. «Технология составления индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями» Заблоцкая И.С. , Кононенко Н.М., Зезюлина Л.А., Гордеева С.Н., Данилова И.В., Максимова Т.М. Практическая работа «Практические навыки разработки программы псхолого-педагогического сопровождения учеников с особыми образовательными потребностями» Экскурсия по школе |
21.12. 2017 г. | Круглый стол «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования» | Кононенко Н.М. – учитель начальных классов
«Индивидуальная программа ППС учащихся с ООП Алексенко И.М. – педагог-психолог «Профилактика профессионального выгорания педагога при работе с ребенком с ООП в условиях инклюзивного образования» |
22.12.2017 г.
г. Абай |
Выездной семинар «Организация деятельности общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования» | Заблоцкая И.С. – заместитель директора по Ресурсному центру
«Технология деятельности психолого-медико-педагогического консилиума по сопровождению учащихся с особыми образовательными потребностями» Работа в малых группах по отработке навыков работы с документацией ПМПк: оформление журнала записи детей на ПМПк, заполнение представлений специалистов, оформление заключения, протокола консилиума, внесение записи в журнал регистрации заседаний и заключений ПМПк «Технология составления программы психолого-педагогического сопровождения учащегося» Работа в малых группах «Разработка программы психолого-педагогического сопровождения» «Организационно-педагогические основы обучения на дому» Глушко Т.А. – учитель физики и информатики «Инклюзивное образование в рамках обновленного содержания образования» Работа в малых группах по разработке индивидуальных заданий для учащихся с ООП «Технология составления программы психолого-педагогического сопровождения учащегося» «Креативное мышление как залог успешной социализации личности» |
26.01. 2018 г.
г. Темиртау |
Семинар «Организация деятельности общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования» | Заблоцкая И.С. – заместитель директора по Ресурсному центру
«Технология деятельности психолого-медико-педагогического консилиума по сопровождению учащихся с особыми образовательными потребностями» Работа в малых группах по отработке навыков работы с документацией ПМПк: оформление журнала записи детей на ПМПк, заполнение представлений специалистов, оформление заключения, протокола консилиума, внесение записи в журнал регистрации заседаний и заключений ПМПк «Технология составления программы психолого-педагогического сопровождения учащегося» Работа в малых группах «Разработка программы психолого-педагогического сопровождения» «Организационно-педагогические основы обучения на дому» Глушко Т.А. – учитель физики и информатики «Инклюзивное образование в рамках обновленного содержания образования» Работа в малых группах по разработке индивидуальных заданий для учащихся с ООП «Технология составления программы психолого-педагогического сопровождения учащегося» «Креативное мышление как залог успешной социализации личности» |
23.02. 2018 | Городской семинар «Профориентационная работа с детьми с особыми образовательными потребностями и особенности преподавания предметов в условиях инклюзивной практики» | Буяков А.В. – заместитель директора по воспитательной работе ОСШ №27
«Профориентационная работа с детьми с особыми образовательными потребностями на базе КГУ ОСШ №27» |
27.02. 2018 | Круглый стол «Роль ПМПК в инклюзивной ориентации общеобразовательных организаций Карагандинской области» | Кузнецова Л.И. – учитель-дефектолог ОСШ №27
«Технология деятельности психолого-медико-педагогического консилиума по сопровождению учащихся» Глушко Т.И. – учитель физики и информатики ОСШ №27 «Технология составления программы психолого-педагогического сопровождения учащегося |
24.03. 2018 | Вебинар «Информационные технологии в современной логопедии. Использование интерактивных и дидактических игр терминала «Солнышко» | Ким Ольга Олеговна – учитель-логопед ОСШ №27 |
15.04. 2018 | Вебинар «Информационные технологии с современной логопедии. Канис-терапия как эффективный метод коррекции для детей с ОВЗ» | Ким Ольга Олеговна – учитель-логопед ОСШ №27 |
18.04. 2018 | Городской семинар «Инклюзивные подходы в обучении на уроках физической культуры» | Азбаев М.А. – учитель физической культуры ОСШ №27
«Инклюзивные подходы в обучении на уроках физической культуры» |
20.04. 2018 | Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: теория, практика, опыт» | Бигельдина З.А. – заместитель директора по инклюзивным, специальным классам, надомному обучению
«Совершенствование системы инклюзивной практики в ОСШ №27 г. Караганды» |
27.04. 2018 | Областной научно-методический on—line семинар «Разработка индивидуального образовательного маршрута для детей с особыми образовательными потребностями» | Заблоцкая И.С. – заместитель директора по Ресурсному центру инклюзивного образования ОСШ №27 г.Караганды |
04.05. 2018 | Вебинар «Канис-терапия как эффективный метод обучения чтению. Программа R.E.A.D. (Обучение чтению при помощи собаки) | Ким О.О. – учитель-логопед ОСШ №27 |
17.05. 2018 | Областной практический семинар для учителей-логопедов Карагандинской области «Актуальные проблемы логопедии: от теории к практике» | Ким О.О. – учитель-логопед ОСШ №27
«Оригинальные практические приемы в логопедической работе с детьми с особыми образовательными потребностями» |
11.05. 2018 | Мастер-класс «Обновленное содержание образования. Цифровизация обучения через эффективное применение ресурсов «BilimLand» | Ким О.О. – учитель-логопед ОСШ №27 |
22.05. 2018 | Республиканский круглый стол «Ресурсный центр инклюзивного образования: опыт, проблемы, перспективы» | Даупбаева К.Т. – директор ОСШ №27
«Опыт работы и перспективы развития Ресурсного центра инклюзивного образования ОСШ №27 г. Караганды |
30.05. 2018 | Городской семинар «2017-2018 оқу жылында информатика пәні мұғалімдерінің қалал7-21ық әдістемелік бірлестігінің жұмысы және оқу-тәрбие үндерісіндеғі ақпараттандыру жұмысының қорытындысы» | Ким О.О. – учитель-логопед ОСШ №27
«Использование ресурсов образовательного портала Bilimland.kz, участие в конкурсе «Учитель-новатор 2017» |
22 мая 2018 года Ресурсным центром совместно с ОО ЦПДИ «Лучик надежды» при финансовой поддержке фонда «Сорос-Казахстан» реализован проект «Республиканский круглый стол «Ресурсный центр инклюзивного образования: опыт, проблемы, перспективы»».
В рамках мероприятия было организовано профессиональное общение между участниками круглого стола: заслушаны и обсуждены 6 докладов по вопросам организации, проблемам и перспективам развития РЦ, организована дискуссия, в ходе которой разработаны рекомендации и предложения по организации деятельности Ресурсных центров инклюзивного образования. По завершении мероприятия подготовлены публикации, сформирован сборник материалов круглого стола, который содержит выступления и статьи участников, рекомендации круглого стола.
Специалисты ресурсного центра принимали участие в исследованиях по анализу ситуации в РК о возможностях и условиях развития инклюзивного образования, изучению положительного опыта:
14.11. 2017 г. круглый стол «Разработка единой рамки мониторинга инклюзивного образования в РК» г. Астана Касымканова С.Е.
12.12. 2017 г. республиканский семинар «Қолжетімді мектеп. Тәжірибе және даму жолдары» г. Мангыстау Касымканова С.Е.
13.03. 2018 г. участие в научном исследовании в рамках проекта «Консультирование ЮНИСЕФ в РК в поддержку Министерства образования и науки РК по обзору и совершенствованию существующего механизма раннего предупреждения для предотвращения, выявления и реагирования на непосещение школы».
21.05. 2018 г. участие в опросе по реализации рекомендаций ОЭСР в области инклюзивного образования.
В 2017-2018 учебном году на базе Ресурсного центра осуществлена совместная с лабораторией «Специального школьного обучения» Национального научно-практического центра коррекционной педагогики опытно-экспериментальная работа по темам: «Организационно-методические основы коррекционно-педагогической работы по формированию учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития» (2017 г.), «Организационно-методические основы диагностики усвоения младшими школьниками с задержкой психического развития учебного материала по основным общеобразовательным предметам (обновленного содержания)» (2018 год).
В рамках научно-методической деятельности специалистами Ресурсного центра были разработаны следующие методические рекомендации и пособия:
- Жусупбекова З.Д., Мұқан А.Т. Сөз — көмек, тіл құрал (произведение науки) свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права №2146 от 18.09. 2017
- Кузнецова Л.И., Хижнякова А.В., Семак А.М., Семак Н.В. Мир сенсорной комнаты: методическое пособие, 2017 г. утв. Методическим советом ГорОО г. Караганды
- Кузнецова Л.И., Хижнякова А.В., Самигулина З.Р. Организация диагностической деятельности службы психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования, 2017 г. утв. Методическим советом ГорОО г. Караганды
- Ким О.О. «Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи младшего школьного возраста с использованием элементов программы «Reading Education Assistance Dog»: методические рекомендации, 2018 утв. Методическим советом ГорОО г. Караганды
- Ким О.О., Шаймерденова Д.С., Классен Е.В. Рабочая программа занятий по канистерапии, 2018 г. утв. Методическим советом ГорОО г. Караганды
- Алшынбекова Г.Қ., Садвокасова А.А., Заблоцкая И.С. Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании: методические рекомендации, 2018, свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права №0346 от 01.02.2018 года
- Каргин С.Т., Алшынбекова Г.К., Боброва В.В., Даупбаева К.Т., Жарболова А.Г. Организационно-методические основы тьюторского сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивной практики: Методическое пособие, 2018 г., утв. НМС КарГУ им. Е.А. Букетова
- Алексенко И.М., Гуранская А.С. «Диагностико-коррекционная работа педагога-психолога в начальной школе»: Методическое пособие, 2017 утв. методическим советом ГорОО г. Караганды.
Опыт работы сотрудников школы отражен в публикациях в научно-педагогических изданиях:
— в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Особенности развития инклюзивного образования: международный опыт и отечественная практика»:
Даупбаева К.Т. — «Пути развития инклюзивной практики в КГУ ОСШ №27»;
Заблоцкая И.С. — «Психофизиологические технологии как ресурс инклюзивного образования»;
Кононенко Н.М. – «Адаптация содержания образования в условиях инклюзивной практики»;
Ким О.О. — «Логопедическая практика инклюзивного образования: технологии и подходы»;
Кузнецова Л.И., Хижнякова А.В. — «Организационные аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями классов предшкольной подготовки»;
Кузнецова Л.И., Гордеева С.Н. — «Организация учебной и коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования»;
Асташина Е.А. – «Школа родителей как один их аспектов социального партнерства в инклюзивном образовании».
-в материалах III заочной республиканской научно-практической конференции «Роль педагога в развитии функциональной грамотности школьников в условиях обновленного содержания среднего образования»:
Асташина Е.А. – учитель-дефектолог, Кострыкина Е.А. – учитель технологии — «Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках трудового обучения в системе дополнительного образования»;
— в Республиканском педагогическом журнале «Мектеп ұстаздарының әлемі»:
Асташина Е.А. – учитель-дефектолог, Кострыкина Е.А. – учитель технологии «Развитие творческих способностей детей с ЗПР на уроках трудового обучения»;
— в сборнике научных трудов «Специальное и инклюзивное образование»:
— Алшынбекова Г.К., Садвокасова А.А., Заблоцкая И.С. «Роль тьютора в инклюзивных образовательных учреждениях»;
— в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: теория, практика, опыт»:
— Азбаев М.А. « Лечебная физическая культура как средство коррекции и развития двигательных функций учащихся с особыми образовательными потребностями»;
— Бигельдина З.А., Ахметова Ш.А. «Инклюзивті білім беру — коғам қажеттілігі»;
— Буйло А.Ю., Асташина Е.А. «Толерантность, как процесс инклюзивного образования»;
— Ботченко А.С. – «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»;
— Даупбаева К.Т., Заблоцкая И.С. «Роль тьютора в системе психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования (из опыта работы ОСШ №27 г. Караганды)»;
— Есекеева С.М., Мадетова У.Н. «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми с особыми образовательными потребностями»;
— Кузнецова Л.И., Хижнякова А.В. «Коррекционные методы и приемы обучения в условиях инклюзивного образования, основанные на рекомендациях специалистов»;
— Баймуханова Г.Н., Бигельдина З.А., Ким О.О. «Использование казахского устного народного творчества в практике инклюзивного образования на занятиях по коррекции недостатков речи»;
— Хижнякова А.В., Кузнецова А.В. «Создание здоровьесберегающей среды в условиях инклюзивного образования»;
За отчетный период проведена работа по информированию о ходе реализации и результатах деятельности РЦ уполномоченных органов в сфере образования, педагогической и широкой общественности через публикации и выступления в СМИ:
— канал Первый Карагандинский — http://1karagandy.kz/ru/news/page/1/newsid/3029
видеосюжет о школе в рамках работы по реализации инклюзивного образования
— канал «Сарыарка» — http://kartv.kz/ru/news/society/zdes-umeyut-rabotat-s-osobennymi-detmi-i-gotovy-podelitsya-etimi-znaniyami
видео репортаж «Здесь умеют работать с особенными детьми и готовы поделиться этими знаниями
— «Білім айнасы» TV https://www.youtube.com/watch?v=6C9EMfM5TYg – видеосюжет о работе ОСШ№27 в рамках инклюзивного образования
— сайт Акимата г. Караганды
www.karaganda-akimat.gov.kz/ru/news/page/3 Инклюзивное образование на международном уровне
https://karaganda-akimat.gov.kz/ru/news/id/18688 — Республиканский круглый стол «Ресурсный центр инклюзивного образования: опыт, проблемы, перспективы»
— сайт ГорОО г. Караганды https://kargoo.gov.kz/blogs/view/44/89446
рабочая встреча с делегацией Республики Татарстан
https://kargoo.gov.kz/photoreport/detail/511 — сайт городского отдела образования
Республиканский круглый стол по инклюзивному образованию
— cайт «Білім айнасы»
http://bilimainasy.kz/?p=28269
Шарапты шара өтті
http://ru.bilimainasy.kz/?p=6190
Ресурсный центр инклюзивного образования; опыт, проблемы, перспективы
http://ru.bilimainasy.kz/?p=6194
Круглый стол «Ресурсный центр инклюзивного образования: опыт, проблемы, перспективы»
http://bilimainasy.kz/?p=36715
Дөңгелек үстел «Инклюзивті білім берудің ресурстық орталығы: тәжірибе, мәселелер, келешегі»
— сайт КГУ «Областной учебно-методический кабинет» управления образования Акмолинской области –
http://oumk.akmoedu.kz/article/view/afcb5a492ae16f81513decbb1613a3b9.html
Круглый стол «Ресурсный центр инклюзивного образования: опыт, проблемы, перспективы»;
Областной педагогической газете «Ізденіс» №11 от 14.06. 2018 года «Проблемы и перспективы инклюзивного образования обсудили за круглым столом».
Готовятся к изданию:
Газета «Индустриальная Караганда», выход в печать июнь 2018 г.
Журнал «Открытая школа» — публикация «Ресурсные центры – точки роста инклюзивного образования», выход в печать август 2018 года;
Газета «Білім айнасы» — «Ресурсные центры инклюзивного образования: опыт, проблемы, перспективы», выход в печать август 2018 г.
С целью создания единого информационного пространства по организации инклюзивного образования разработан WEB-сайт ресурсного центра — http://inclusion27.kz/. Данный сайт выполняет информационные функции и представляет собой подборку материалов из различных источников по проблемам инклюзивного образования.
На страницах сайта расположены:
— международные акты и нормативно-правовые документы РК в поддержку инклюзивного образования;
— информация о деятельности Ресурсного центра, текущих проектах и партнёрах;
— ресурсные материалы для специалистов, педагогов и родителей: учебно-методические и дидактические материалы, методические рекомендации, полезные ссылки;
— видео-ресурсы и фотогалерея.
Специалистами ресурсного центра постоянно проводится работа по созданию фонда ресурсных материалов (нормативно-правовых, программно-методических, дидактических, ИКТ), обеспечивающих консультативную деятельность центра.
В рамках консультативной деятельности РЦ специалисты ресурсного центра работали по запросам педагогов организаций образования. Запросы касались вопросов организации инклюзивного образования, психолого-педагогического сопровождения, обучения на дому, организации логопедической и психологической службы в школе, ведения документации.
Специалисты ОСШ №27 – Хижнякова А.В., Кузнецова Л.И., Исатаева Р.И. входили в состав жюри областного конкурса «Организация инклюзивной практики» среди организаций образования Карагандинской области, реализующих инклюзивное образование.
В текущем учебном году в рамках программы «Рухани жангыру» сотрудниками школы разработаны два значимых социально-педагогических проекта.
Проект «Центр инклюзивного дистанционного образования» ориентирован на создание информационно-образовательной среды дистанционного обучения учащихся, обеспечение доступа к образовательным ресурсам родителям, педагогам и специалистам, реализующим инклюзивное образование.
Реализация данного проекта в рамках деятельности Ресурсного центра позволит оказывать комплекс научно-методических и консультативных услуг, направленных на удовлетворение потребностей педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями в удаленных от Ресурсного центра регионах, а также осуществлять поддержку детей и их родителей, не охваченных психолого-педагогическим сопровождением из-за отсутствия необходимых специалистов.
Проект «Центр дополнительного инклюзивного образования» разработан для совершенствования существующей в школе системы дополнительного образования за счет укрепления ее материально-технической базы, а также организации деятельности «Гончарной мастерской», «Станции юных натуралистов».
Специалистами Ресурсного центра разработан проект «Ресурсно-методический центр инклюзивного образования», который предполагает создание центра для управления поддержкой инклюзивной практики, координации работы по внедрению и развитию инклюзивного образования в организациях образования Карагандинского региона, осуществлению их научно-методического, информационно-консультативного сопровождения.
Сотрудники РЦ также разрабатывают и реализуют проекты, направленные на привлечение бюджетных и внебюджетных средств для создания предметно-развивающей среды, укрепления материально-технической оснащенности школы. В 2017-2018 учебном году разработаны проект помощи, развития, лечения и реабилитации детей с особыми потребностями, финансируемые за счет средств, собранных во время ежегодного Благотворительного Дипломатического базара, организуемого Дипломатическим Клубом Супруг Послов в Астане «АSA». В 2017-2018 году реализованы проекты в категориях «Оздоровление» и «Образование и обучение», в результате реализации которых приобретены спортивные тренажеры и фитболы, логопедический тренажер «Речевой калейдоскоп».
За счет привлечения бюджетных средств, открыты и оборудованы специальные кабинеты: сенсорная комната, моторной коррекции, основ безопасности жизнедеятельности, кабинеты коррекции, оборудован пандус при входе в школу.
В рамках работы по формированию толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями реализован план мероприятий, с привлечением социального партнера «Ассоциация родителей детей-аутистов», проведена Неделя толерантности.
Заключение
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что деятельность РЦ создает условия для развития инклюзивного образования в регионе, обеспечивает переход от стихийных процессов к управлению внедрением идеологии инклюзии как равного предоставления качественного образования всех уровней для всех детей.
Однако, имеется ряд проблем в функционировании РЦ:
— отсутствие штатного расписания Ресурсного центра инклюзивного образования приводит к необходимости привлечения сотрудников школы к выполнению сверхурочной не оплачиваемой работы;
— отсутствие отдельного помещения, автотранспорта, дистанционного и полиграфического центра.
В результате анализа деятельности РЦ выделены факторы, снижающие эффективность проводимой РЦ учебно-методической работы:
— курсы и семинары по вопросам инклюзивного образования посещают отдельные представители школ, которым не всегда удается применить полученную информацию на практике, передать ее своим коллегам, инициировать необходимые изменения в работе педагогического коллектива;
— при планировании учебно-методической работы не ведется кропотливый анализ запросов слушателей и проблем конкретных педагогов и специалистов, не всегда учитывается уровень включения той или иной школы в инклюзивные процессы;
— информация, предлагаемая РЦ носит консультативный характер, т.е. не обязательна к исполнению;
— не отработаны механизмы обратной связи, нет системы мониторинга оценки и контроля деятельности педагогов и специалистов, реализующих инклюзивную практику;
— в педагогическом сообществе все еще встречаются проблемы психологической неготовности к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, профессионального выгорания, инертности и сопротивления, игнорирования особых образовательных потребностей детей, существенно затрудняющие реализацию инклюзивного образования.
Эти факторы требуют разработки и реализации проекта совершенствования деятельности РЦ, которые предполагают несколько важных нововведений в деятельность РЦ:
1) проведению сопровождающей деятельности по включению школ в реализацию инклюзивного образования будет предшествовать кропотливая диагностическая и аналитическая работа, позволяющая учесть запросы, уровень включения той или иной организации образования (ОО) в инклюзивный процесс;
2) будут использоваться «адресные» выездные обучающие семинары, включающие в свою деятельность всех педагогов или специалистов ОО;
3) практиковаться участие специалистов центра в работе консилиумов школы для отработки необходимых навыков, организовываться стажировки для обмена опытом, супервизорские сессии, диспетчерская работа, консультативное сопровождение, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
4) разработан мониторинг последующей деятельности.
5) будет разработан обучающий курс для педагогов-психологов, который позволит на местах преодолевать проблемы психологической неготовности, профессионального выгорания и формирования толерантного отношения к людям с ООП.
В дальнейшем Ресурсный центр продолжит проводить работу по обобщению и структурированию ресурсных материалов, созданию регионального фонда учебно-методических, информационных, исследовательских ресурсов для инклюзивной практики, будет вести собственные разработки и практики по развитию инклюзивного образования, совершенствовать качество собственного ресурсного продукта.