2015-2016 учебный год

В соответствии с планом научно-исследовательской деятельности ННПЦКП  в 2015-2016 учебном году завершены исследования в области организационно-методических основ инклюзивной практики. Результаты исследовательской деятельности отражены в следующих методических рекомендациях:

«Формирование социальной компетентности детей с ограниченными возможностями, обучающихся в инклюзивной (интегрированной) среде//Методические рекомендации». Алматы. 2015

«Формирование позитивного психологического климата в инклюзивном классе общеобразовательной школы»//Методические рекомендации. Алматы. 2015

«Профессиональное сопровождение педагогов общеобразовательных школ, реализующих инклюзивную практику»// Методические рекомендации. Алматы. 2015

Кроме того, в 2015-2016 году специалистами РЦ  и специалистами  Службы сопровождения по заданию лаборатории школьного образования ННПЦКП   принимали участие в изучении особенностей формирования учебной деятельности младших школьников с ЗПР.  По результатам деятельности определено содержание  коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление проблем становления у школьников с ЗПР  учебной деятельности.

СпециалистыРесурсного центра продолжают вести деятельностьпо трансляции опыта работы школы по реализации инклюзивного образования на мероприятиях городского, областного, республиканского, международного уровней:

 

Дата проведения Мероприятие Специалист РЦ, тематика
23-24.10.15

Алматы

Международный семинар

«Индивидуальные учебные программы и гибкая система оценки учебных достижений учащихся как основа для развития инклюзивного образования: из опыта финской системы образования»

Даупбаева К.Т. – директор ОСШ№27

Организационно-методические аспекты инклюзивной практики

Чумакова О.Ф. –  руководитель ресурсного центра при КГУ ОСШ№27

Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в инклюзивной школе

 

5-6.11.2015

Кокшетау

 

Региональная Конференция «Сетевое взаимодействие организаций образования Акмолинской области по внедрению инклюзивных практик обучения учащихся с особыми образовательными потребностями  в условиях общеобразовательной школы») Даупбаева К.Т. – директор ОСШ№27

Организационно-методические аспекты инклюзивной практики

Чумакова О.Ф.  — руководитель ресурсного центра при КГУ ОСШ№27

Психолого-педагогическое сопровождение родителей в условиях инклюзивного образования

 

20.11.2015Астана Международная научно-практическая конференция  «Инновации в образовании: поиски и решения» Чумакова О.Ф.  — руководитель ресурсного центра при КГУ ОСШ№27

Психолого-педагогическое сопровождение родителей в условиях инклюзивного образования

Даупбаева К.Т.

Организационно-управленческие аспекты инклюзивного образования

20.11.-21.11.2015

Павлодар

Семинар «Аспекты помощи детям с аутизмом и проблемами обучения. Построение эффективной коррекционно-развивающей среды и инклюзии в общем образовании» Чумакова О.Ф.  — руководитель ресурсного центра при КГУ ОСШ№27

Взаимодействие с НПО и Ресурсного центра инклюзивного образования в популяризации идей инклюзивного образования

16.02.2016

 

 

Семинар УМЦ РО Карагандинской области «Организация деятельности стажерской площадки» Даупбаева К.Т. – директор ОСШ№27

Организационно-управленческие аспекты инклюзивной практики

Чумакова О.Ф. – руководитель ресурсного центра при КГУ ОСШ№27

Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в инклюзивной школе

 

 

3.03.2016 Семинар-тренинг УМЦ РО Карагандинской области   «Адаптация образовательной среды путем создания адекватных образовательных условий» Даупбаева К.Т. – директор ОСШ№27

Реализация разноуровневого подхода в условиях инклюзивного образования

Чумакова О.Ф. – руководитель ресурсного центра при КГУ ОСШ№27

Организация и проведение урока в инклюзивных классах

Кононенко Н.М., Шамагулова А.Б. – учителя начальных классов

Инклюзивная практика в начальной школе

Койшибаева А.С. – учитель русского языка и литературы

Технология проведения урока в инклюзивном классе

14-15.04. 2016 Минск Международная научно-практическая конференция  «Специальное образование: традиции и инновации» Даупбаева К.Т.

Современное состояние развития инклюзивного образования в регионе

2015

Павлодар

Региональная научно-практическая конференция «Содержание и  приемы  психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями на разных этапах коррекционной работы»
20.05.2016 Семинар «Содержательно-технологические аспекты подготовки  личности социального работника к работе детьми сиротами» Чумакова О.Ф. — руководитель ресурсного центра при КГУ ОСШ№27

Организационно-методические аспекты инклюзивной практики

 

Одним из направлений деятельности РЦ инклюзивного образования является организация социального партнерства в области развития инклюзивной практики  и популяризации  его идей. Примером социального партнерства в области  инклюзии является взаимодействие  Ресурсного центра  и ОО «Кредо»  по реализации  проекта по государственному социальному заказу «Организация комплекса мероприятий с целью социализации и адаптации детей и молодежи с особыми потребностями через осуществление коррекционно – развивающей, оздоровительной, творческой и досуговой деятельности, а также услуг, направленных  на обеспечение научно-методического, консультативно-информационного сопровождения организаций образования, развивающих практику инклюзивного образования в Карагандинской области».

В формате проекта с участием специалистов РЦ И Службы психолого-педагогического сопровождения ОСШ№ 27 проведены следующие мероприятия:

Дата проведения Мероприятие Специалист РЦ, тематика
22.09.2015г, Караганда Круглый стол «Базовые ценности и принципы инклюзивного образования» Базовые принципы и ценности инклюзивного образования.

Инклюзивное образование: мифы и реальность (работа в группах).

Нормативно-правовое обеспечение инклюзивной практики.

Презентация «Алгоритм внедрения инклюзивного образования» (на примере ОСШ № 27 г.Караганды)

Даупбаева К.Т.

Элементы SWOT-анализа: определение возможностей и недостатков инклюзивного образования.

Подготовка школы к инклюзии

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями как основа их  включения в общеобразовательный процесс

25.09.2015г, Караганда Круглый стол

«Обучение  учащихся с ограниченными возможностями  в условиях инклюзивного образования: проблемы, пути решения»

Директор ОСШ № 27 Даупбаева К.Т.

Инклюзия: равенство возможностей, доступность образования

Зам. директора по научно-методической работе ОСШ № 27Баграмова А.Ж.

Презентация «Алгоритм внедрения инклюзивного образования»

Организационная модель реализации внеурочной деятельности в системе инклюзивной практики

Координатор инклюзивного образования ОСШ №27 Чумакова О.Ф.

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики

А.Б.Шамгулова, учитель начальных классов ОСШ №27

Оқу қабілеті төмен деңгейдегі оқушыларға және түзету жұмыстарына арналған «Қызыкты грамматика», «Қызықты математика» ОӘК презентациясы

Учитель-дефектолог  ОСШ№ 27Самигулина З.Р.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями как основа их включения в общеобразовательный процесс

30.11.2015

Караганда

Круглый стол  «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики» Баграмова А.Ж.

Сущность процесса психолого-педагогического сопровождения

Основные этапы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса

Чумакова О.Ф.

Субъекты психолого-педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования

Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума по сопровождению учащихся с ОВР в условиях инклюзивного образования

Самигулина З.Р.

Содержание деятельности специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения в системе инклюзивного образования

Технологии индивидуального сопровождения учащегося с ОВР в инклюзивной практике

17.11. 2015 Семинар-тренинг «Научно-теоретические основы инклюзивного образования. Подготовка школы к инклюзии» Самигулина З.Р.

Базовые принципы и ценности инклюзивного образования – работа в группах

Инклюзивное образование – мифы и реальность

Нормативно-правовое обеспечение инклюзивной практики

Баграмова А.Ж.

Элементы SWOT-анализа: определение возможностей и недостатков инклюзивного образования

Чумакова О.Ф. Подготовка школы к инклюзии

18.11. 2015 Семинар-тренинг «Организация образовательной среды общеобразовательной школы, реализующей инклюзивную практику» Баграмова А.Ж.

Инклюзия: равенство возможностей, доступность образования

Организационная модель реализации внеурочной деятельности в системе инклюзивной практики

Чумакова О.Ф.

Специальные классы как форма дифференциации образования

Модель инклюзивного образования – работа в группах

Самигуллина З.Р.

Инклюзивные классы как форма включения детей с ограниченными возможностями в общее образование

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями как основа их включения в общеобразовательный процесс

15.09.-16.09.2015г. Караганда Семинар «Международные практики работы с детьми с ограниченными возможностями»
29.10 2015г. Караганда Семинар-тренинг  

«Особенности формирования профессионально-трудовых умений и навыков у подростков с ОВР»

Чумакова О.Ф.

«Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВР»

«Понимание сущности понятия «ограниченные возможности развития»  — работа в группах

«Особенности трудовой деятельности подростков с ОВР

Самигулина З.Р.

«Трудовая деятельность как средство коррекции недостатков психофизического развития учащихся с ОВР»

Баграмова А.Ж.

«Система трудового обучения и воспитания в учреждениях специального образования»

«Направления профессионально-трудовой подготовки подростков с ОВР»  – работа в группах

Специалистами ресурсного центра разработана программа обучающих курсов «Организация и содержание инклюзивного образования детей  дошкольного возраста с ограниченными возможностями   и проведены семинары-тренинги для специалистов стажерских площадок УМЦ РО КО.

В рамках консультативной деятельности специалисты ресурсного центра работали по запросам педагогов организаций образования региона: СОШ № 25, 54  г.Караганды, СОШ №3 г.Жезказгана, ОСШ №10, 21 г.Темиртау, Егиндыбулакская школа № 43,   ШЛ им.Ю.А.Гагарина пос.Агадырь. Запросы касались вопросов организации инклюзивного образования, психолого-педагогического сопровождения, обучения на дому, организации логопедической и психологической службы в школе, ведения документации.

Специалисты ресурсного центра проводили консультации в рамках написания дипломных работ и магистерских диссертаций, являлись рецензентами 1 дипломной работы, 1 магистерской диссертации.

Специалисты РЦ  и Службы  сопровождения    привлекались к рецензированию    научно-методических статей, методических рекомендаций НАО.

За отчетный период проводилась работа по информированию о ходе реализации и результатах Программы развития уполномоченных органов в сфере образования, педагогической и широкой общественности через публикации в научно-педагогических изданиях:

— журнале «Открытая школа»    № 7, 2015г.;

— журнале «Вектор Инфорум» №8, 2015 г.;

— в  материалах  II Международной научно-практической конференции  «Инновации в образовании: поиски и решения», 20 ноября 2015г.,  Астана

— в  материалах  III Международной научно-практической конференции  «Инновации в образовании: поиски и решения», 26-27  мая 2016г., Астана

— в материалах  V Международной научно-практической  конференции «Специальное образование: традиции и инновации» (14-15 апреля 2016 года, Республика Беларусь).

— в газете «Индустриальная Караганда» (14 ноября 2015г.).