Служба психолого-педагогического сопровождения

Реализация инклюзивного образования предполагает создание специальных образовательных условий, соответствующих особым образовательным потребностям детей и обеспечивающих их оптимальное развитие.Важную роль в создании специальных образовательных условий играет психолого-педагогическое сопровождение.

Психолого-педагогическое сопровождение — особый вид помощи и поддержки всех участников учебно-воспитательного процесса, представляющий собой целостную, системно организованную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями осуществляется командой специалистов в сотрудничестве с педагогическим коллективом школы. Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения создается служба психолого-педагогического сопровождения (СППС), которая должна стать полноценным структурным подразделением общеобразовательной школы.Постоянно действующей формой взаимодействия специалистов СППС является школьный психолого-медико-педагогический консилиум.Задачей специалистов ПМПк  является  разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуации его включения в среду обычных сверстников.

Цель деятельностиСлужбы психолого-педагогического сопровождения заключается в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для максимального развития учащихся, их успешного обучения и социализации.

Задачи Службы психолого-педагогического сопровождения:

  • защита прав и интересов учащихся, обеспечение безопасных условий их психологического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;
  • комплексная диагностика возможностей и особенностей развития детей для предупреждения возникновения проблем развития и обучения;
  • разработка и реализация индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения учащихся, а также адаптация образовательных программ к возможностям и способностям обучающихся;
  • содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса;
  • консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогических работников, родителей.

Принципы психолого-педагогического сопровождения:

1) комплексный, междисциплинарный подходк решению любой проблемы развития ребенка (выработка и реализация единой стратегии развития ребенка в школе и семье, овладение специалистами и учителями знаниями, методиками смежных наук);
2) непрерывность сопровождения ребенкав образовательном процессе;
3) информационно-методическое обеспечениепроцесса сопровождения (разработка нормативных локальных актов, учебно-методическое обеспечение процесса психолого-педагогического сопровождения);
4) социально-педагогическое и психологическое проектирование сопровождающей деятельности (предварительное определение направлений и содержания действий специалистов);
5) активное привлечение родителей, педагогического и детского коллективашколы в мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Основные направления деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения:

1) психосоциальная диагностика — проведение исследований по определению стартовых возможностей учащихся, индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление отклонений в развитии учащихся, причин трудностей в обучении, социальной адаптации; выявление потенциальной и реальной групп социальногориска;
2) коррекционно-развивающая работа — совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врача по разработке программ и проведению коррекционно-развивающей работы с учащимися; организация и проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса;
3) психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитияинтеллекта;
4) социально-педагогическое и психологическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим и социально-медицинским проблемам; помощь учащимся и родителям в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование педагогов в вопросах развития, воспитания и обученияучащихся;
5) организационно-методическая деятельность — проведение организационно-методической и научно-методической работы (анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований); участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации; участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья; организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками; формирование банка данных детей с ограниченными возможностями, изучение достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальномусопровождению.

Приоритетные направления деятельности

службы психолого-педагогического сопровождения

на разных уровнях образования:

  • начальная школа– определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и саморегуляции, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей и потенциальныхвозможностей;
  • основная школа– сопровождение перехода ученика в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
  • средняя школа– помощь ученику в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.

На разных ступенях обучения то одни, то другие члены службы сопровождения выступают на первый план, не оттесняя всех остальных, но осознавая свою особую ответственность на данном этапе становления личности ученика, имеющего особые образовательные потребности. Так на начальной ступени обучения школьника велика роль дефектолога и логопеда в выявлении причин возникновения трудностей в обучении, консультировании педагогов по вопросам их устранения с параллельной работой с учащимися на индивидуальных и групповых занятиях.

При переходе в основную школу основная нагрузка ложится на психолога, решающего личностные проблемы подростков, переживающих сложный пубертатный период, много забот появляется и у социального педагога. К этому возрасту сенситивные периоды, обеспечивающие эффективность коррекционно-развивающей работы логопеда и дефектолога завершаются.

В старшей школе, где также доминируют личностные проблемы, главенствующая роль психолога сохраняется.

В зависимости от степени выраженности трудностей в обучении поддержка ученика может иметь краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер.

Краткосрочная поддержка оказывается учащимся, имеющим незначительные и временные трудности в обучении, требующие непродолжительного цикла коррекционных занятий с логопедом, психологом (до полугода). При этом учащийся обучается в обычном классе со  сверстниками по общеобразовательной программе и посещает индивидуальные или групповые занятия со специалистами несколько раз в неделю, на которых ведется работа по развитию и компенсации индивидуальных особенностей развития ученика (недостатков развития речи, эмоционально-личностной незрелости).

Среднесрочная поддержка организуется для учащихся, имеющих стойкие трудности в обучении, связанные с особенностями развития, и требующие интенсивной поддержки специально подготовленных педагогов и специалистов. Для таких школьников в общеобразовательной школе организуется дифференцированное обучение в условиях специального класса на начальном уровне образования. При этом используются специальные учебные планы и программы, утвержденные МОН РК, специальные методы и приемы обучения, технические средства и оборудование. Обеспечивается здоровьесберегающий педагогический режим: обучение в первую смену с организацией продленного дня. С учениками работает подготовленный учитель и специалисты службы психолого-педагогического сопровождения. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия со специалистами проводятся во второй половине дня. Виды коррекционно-развивающих  занятий, регулярность их проведения определяются специальным учебным планом. В процессе обучения реализуется индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Основной задачейподдержки учащихся является максимальное преодоление причин, приводящих к трудностям обучения и усвоения содержания учебных программ ГОСО.

В процессе обучения осуществляется педагогическая диагностика, направленная на отслеживание соответствия требований, предъявляемых к учащимся, уровню их развития, потенциальным возможностям и достигнутым на предыдущих этапах обучения учебным достижениям.

При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы учащиеся специальных классов, преодолевшие отставание в развитии и овладевшие необходимыми навыками учебной деятельности, на любом этапеобучения, по решению ПМПК, могут быть переведены в обычные классы с согласия самих учащихся и их родителей.

В случае, когда проблемы развития учащихся не преодолеваются на начальной ступени возможно продолжение их обучения в условиях специального класса и на последующих ступенях обучения. В этом случае реализуется долгосрочная поддержка учащихся.

Постоянно действующей формой взаимодействия специалистов СППС является школьный психолого-медико-педагогический консилиум.Задачей специалистов ПМПк  является  разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуации его включения в среду обычных сверстников.

Локальная нормативная документация Службы психолого-педагогического сопровождения:

  • Приказ о создании Службы психолого-педагогического сопровождения;
  • Приказ о создании психолого-педагогического консилиума;
  • Положение о службе психолого-педагогического сопровождения;
  • Положение о работе школьного психолого-педагогического консилиума;
  • Договор с родителями;
  • Должностные инструкции специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.

Документация Службы

психолого-педагогического сопровождения:

  • Перспективный годовой план работы Службы психолого-педагогического сопровождения, утвержденный директором школы;
  • График работы специалистов сопровождения, утвержденный директором;
  • График и протоколы заседаний Службы психолого-педагогического сопровождения;
  • Психолого-педагогический профиль учащихся с особыми образовательными потребностями;
  • Индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения, индивидуальные учебные программы для учащихся с особыми образовательными потребностями;
  • План-график тематических групповых консультаций для отдельных категорий родителей;
  • Графики проведения и тематика обучающих семинаров для участников образовательного процесса;
  • Документы ПМПк;
  • Годовой анализ работы Службы психолого-педагогического сопровождения;
  • Договоры партнерских отношений.

Документация психолого-медико-педагогического консилиума школы:

  • Приказ о создании ПМП консилиума в ОСШ № ___.
  • Положение о консилиуме ОСШ № ___.
  • Договор о сотрудничестве (взаимодействии) консилиума ОСШ № ___ с ОПМПК.
  • Журнал записи детей на ПМПк.
  • Журнал регистрации заседаний ПМПк; регистрации заключений и рекомендаций ПМПк.
  • Журнал учета детей, состоящих на динамическом наблюдении.
  • Представления на учащихся специалистов для консилиума.
  • Нормативно-правовые документы, методические материалы, регламентирующие деятельность ПМПк.

Литература:

Психолого-педагогическое сопровождение и оказание поддержки учащимся с особыми образовательными потребностями в школах на краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной основе: Методические рекомендации.

Инструкция по организации деятельности стажерских площадок по развитию инклюзивного образования Карагандинской области

Организационные формы включения школьников с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс:

Методические рекомендации